Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Язык как достояние человека и как самоорганизующаяся система

Страницы / Pages
5-14

Аннотация

Приводится обоснование основных свойств языка как достояния че­ловека. Автор исходит из концепции языка Л. В. Щербы и А. А. Залев­ской, в которой язык представлен как социально-личностный контину­ум разных по своей онтологии языковых явлений. Цель статьи состоит в том, чтобы показать основные свойства языковой организации челове­ка как сложной самоорганизующейся системы процессов. В основе этих свойств лежит активный и пристрастный характер отражения мира в сознании человека, а также живое знание. Приводятся соответству­ющее такому пониманию языка определение, различия между антропо­цент­ризмом и антропоморфизмом в языкознании. Рассматривается при­менимость к разным аспектам языковых явлений такого выраже­ния, как «человеческий фактор в языке».

Abstract

The article explores the basic properties of language as a person’s achieve­ment. The author proceeds from the interpretation of language pro­posed by L. V. Shcherba and A. A. Zalevskaya, in which language is represent­ed as a so­cio-personal continuum of linguistic phenomena of different ontolo­gy. The pur­pose of the article is to describe the basic properties of human lan­guage as a complex self-organizing system of processes. Active and subjective character of reality and knowledge representation in human mind determines the main pro­perties of language. The author offers a definition of language correspond­ing to this approach and describes the differences between anthro­pocentrism and anthropomorphism in linguistics. The author investigates the role of ‘hu­man factor’ in the analysis of different linguistic phenomena.

Список литературы

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функцио­нальной системы. М., 1978.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче­ских ситуаций). М., 1984.

3. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избр. тр. М., 2005.

4. Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учеб. 2-е изд. испр. и доп. М., 2007.

5. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Самара, 1998. Ч. 1 : Живое знание.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смыс­ловой реальности. М., 2007.

7. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М. ; Воронеж, 2009.

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

9. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. М., 2009.

10. Крушевский Н. В. Избранные работы по языкознанию / сост. Ф. М. Бере­зин. М., 1998.

11. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. М., 2012.

12. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рацио­нальности. СПб., 2010.

13. Поливанов Е. Д. Труды по восточному и общему языкознанию. М., 1991.

14. Поливанов Е. Д. Введение в языкознание (для востоковедных вузов). М., 2006.

15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.

16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012.

17. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды : в 2 т. М., 1956. Т. 1.

18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004.