Гуманитарные и общественные науки

2019 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

К 20-летию создания кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта

Страницы / Pages
34-42

Аннотация

Современный этап развития образования характеризуется новыми под­ходами к деятельности кафедр ведущих вузов России, изменением оценки результатов их деятельности, функций заведующих кафедр. Цель научного исследования, проведенного с использованием материалов кафед­ры уголовного процесса, криминалистики и правовой информати­ки Балтий­ского федерального университета им. И. Кан­та, заключалась в рассмотрении следующих функций данной кафедры в вузе: оказание непосредственного образовательного и воспитательного воздействия на обучающихся (бакалав­ров, магистров, аспирантов); осуществление научной деятельности и организа­ционно-методического обеспечения научно-исследовательской работы; взаи­модействие кафедры с другими кафедрами ведущих вузов России и региона, а также сотрудничество с зарубежными коллегами из университетов Литвы, Польши, Беларуси, Германии, Англии, США; сотрудничество кафедры с практическими подразделениями региона; функционирование научной шко­лы кримина­листической ситуалогии под руководством Т. С. Волчецкой; орга­ни­зация научно-исследовательской деятельности магистрантов; сохра­нение традиций кафедры. Обоснован вывод о том, что современная ка­федра должна быть центром подготовки как научных, так и научно-педагогических кадров. Именно заведующий кафедрой является руково­дителем данного цен­тра, ключевым звеном в системе управления, кото­рый формирует сплочен­ную команду профессионально подготовленных людей, способных решать по­ставленные перед ними задачи.

Abstract

The modern stage of education development is characterized by new ap­proaches to the departmental activities in the leading universities of Russia, changes in the evaluation of the activities’ outcomes, the functions of depart­mental heads. The pur­pose of the research was to focus on some certain activi­ty features of the research departments at the University (the study was con­ducted using the materials of the Criminal Procedure, Criminalistics and Law Informational Science Department of Immanuel Kant Baltic Federal Universi­ty): providing direct educational and educa­tional impact on students (bache­lors, masters, postgraduates); managing research and extending methodologi­cal support; interacting with other departments of lead­ing universities of Rus­sia and the region, as well as cooperating with foreign col­leagues from the universities of Lithuania, Poland, Belarus, Germany, England, USA; cooper­ating with practical departments of the region; managing the Criminal­istics Situology research group under the leadership of T. S. Volchetskaya; under­graduate research activity; keeping traditions of the academic department. The arti­cle concludes that the modern academic department should be the center of training for researchers, academic and pedagogical staff. It is the head of the department who is the center to everything, a key element in the management system, which forms a cohesive team of professionally trained people able to solve a variety of tasks.

Список литературы

1. Варкулевич Т. В. Роль кафедры государственного вуза в формиро­вании его инвестиционной привлекательности и обеспечении финан­совой устойчиво­сти // Актуальные вопросы современной науки. Вы­п. 9, кн. 2. Новосибирск, 2009. С. 77.

2. Григораш О. В., Трубилин А. И. Инновации в организационно-методи­ческой работе на кафедре // Научный журнал Кубанского гос­ударственного аграрного университета. Краснодар, 2013. № 07 (091). С. 488—499.

3. Григораш О. В., Трубилин А. И. Организация деятельности и оценка резуль­татов работы кафедры. Краснодар, 2012.

4. Ишин А. М. Теория и практика информационного обеспечения расследо­вания преступлений в современных условиях. Калининград, 2009.

5. Кузнецова О. Д. Принцип состязательности и проблемы его реа­лизации при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. Калининград, 2008.

6. Лукашевич В. З. Памяти Владимира Павловича Нажимова // Правоведе­ние. 2000. № 4. С. 268—269.

7. Панькина И. Ю. Презумпция невиновности: теория и практика реализа­ции в российском уголовном процессе. М., 2010.

8. Побегайло Э. Ф. Поэт. Гражданин. Ученый (К 85-летию со дня рождения профессора Владимира Павловича Нажимова) // Россий­ский криминологиче­ский взгляд. 2008. № 3. С. 52—56.

9. Резник С. Д., Устинова Д. В. Подготовка студентов к обучению в аспиран­туре вуза: система и механизмы управления. М., 2016.

10. Резник С. Д. Управление кафедрой : учебник. М., 2011.

11. Ситуационный подход в юридической науке и правопримени­тельной деятельности : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2012.

12. Ситуационный подход в решении современных проблем проти­во­дей­ст­вия терроризму и экстремизму : матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Противо­действие терроризму и экстремизму: ситуационный подход (в условиях орга­низации и прове­дения крупных спортивных мероприятий, с учетом геополи­тического положения региона)» / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2017.

13. Ситуационный подход в юридической науке и практике: совре­менные возможности и перспективы развития : матер. Междуна­р. науч.-практ. конф., посвященной 15-летию научной школы криминалистической ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2017.