Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Параллели психоанализа в интеллектуальной и творческой биографии Гуго фон Гофмансталя

Страницы / Pages
69-76

Аннотация

Зигмунд Фрейд и Гуго фон Гофмансталь относятся к числу самых значимых представителей мировой культуры начала ХХ в., в одинако­вой степени откликавшейся на импульсы со стороны науки и искус­ства. Творчество австрийского поэта, драматурга и прозаика Гофман­сталя является ярким образцом такого симбиоза. Уцелевшая библиоте­ка писателя, его письма к другим видным деятелям культуры того времени (Артуру Шницлеру, Герману Бару, Карлу Буркхарду, Эрнсту Хладны и др.), а также воспоминания о нем (Рудольф Касснер) конста­тируют интерес Гофмансталя к психологии, психиатрии и психоана­лизу, а его многочисленные художественные произведения обнаружива­ют параллели с открытиями Фрейда. Так, психограмма персонажей Гофмансталя выявляет сходства с законами функционирования психи­ки, открытыми великим австрийским ученым. Героями Гофмансталя управляют бессознательные мотивы, которые могут не только идти вразрез со здравым смыслом, но и толкать к саморазрушению («Сказка 672-й ночи», «Электра» и др.). Сны зачастую служат оракулом подсо­знания, рассказывающим о латентных желаниях героев. Кроме того, са­моидентичность героев Гофмансталя, как и пациентов Фрейда, лишена целостности. Они не в состоянии воспринимать себя гармонично сфор­ми­рованной личностью, равно как и определить четкую границу между ре­альным миром и миром грез и сновидений. «Расколотая» само­иден­ти­фикация получает отражение на речевом уровне, что демон­стрирует герой рассказа «Письмо», констатирующий свою неспособ­ность мыс­лить и говорить связно.

Abstract

Sigmund Freud and Hugo von Hofmannsthal are among the most im­portant representatives of the world culture of the beginning of the 20th centu­ry, which was equally influenced by science and arts. The creative work of the Aus­trian poet Hofmannsthal, also a dramatist and a writer, is a good example of this kind of symbiosis. The remaining part of Hofmannsthal’s library, his letters to other cultural influencers (Arthur Schnitzler, Hermann Bahr, Carl Burckhardt, Ernst Chladni) and the memories of him (Rudolf Kassner) refer to Hofmanns­thal’s interest in psychology, psychiatry and psychoanalysis, and many of his literary works allude to Sigmund Freud’s findings. The psy­chograme of the pro­tagonists in his works resemble the types of psyche similar to the ones described by Sigmund Freud. Hofmannsthal’s characters are driv­en by instincts, which are irrational and often lead to self-destruction («Das Märchen der 672 Nacht», «Elektra»). Their dreams disclose the subconscious and the hidden wishes better than the protagonists themselves. The self-identification of Hofmannsthal’s cha­racters and Freud’s patients is fragment­ed. They can neither identify them­selves as an integrated personality nor tell the difference between reality and the dream world. This fragmentation is re­flected in the language of his characters, as it is seen in the case of the protag­onist in the short story «Der Brief», who can nei­ther think, nor speak logical­ly.

Список литературы

1. Елисеева А. В. Творчество Гуго фон Гофмансталя: ранний период : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2005.

2. Цветков Ю. Л. Литература венского модерна : автореф. дис. … д-ра фи­лол. наук. М., 2003.

3. Шарыпина Т. А. История зарубежной литературы XX века. М., 2009.

4. Esselborn K. G. Hofmannsthal und der antike Mythos. München, 1969 // Google Books : [интернет-библиотека]. URL: books.google.ru (дата обращения: 30.09.2018).

5. Breuer J. Freud S. Studien über Hysterie. Bremen, 2012.

6. Hofmannsthal H. v. Andreas oder die Verbündeten. Berlin, 2014.

7. Hofmannsthal H. v. Ein Brief // Hofmannsthal H. v. Das Märchen der 672. Nacht. Das erzählerische Werk. Berlin, 1999. S. 98—110.

8. Hofmannsthal H. v. Für mich… // Großstadtlyrik. Stuttgart, 1999б. S. 8.

9. Hofmannsthal H. v. Terzinen III // Hofmannsthal H. v. Die Gedichte 1891—1898. Die Gedichte 1924. Berlin, 2014. S. 80.

10. Hofmannsthal H. v. Aus den Erinnerungen Rudolf Kassners // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 106—107.

11. Hofmannsthal H. v. Gabriele d'Annunzio // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 105.

12. Hofmannsthal H. v. Hugo von Hofmannsthal an Arthur Schnitzler (7. Novem­ber 1910) // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 110.

13. Hofmannsthal H. v. Hugo von Hofmannsthal an Carl J. Burckhardt (20. Januar 1929) // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einlei­tung und Wiener Moderne. Bd. 1. Marburg, 2006. S. 121—122.

14. Hofmannsthal H. v. Hugo von Hofmannsthal an Ernst Hladny (verm. 1910) // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Bd. I. Marburg, 2006. S. 109.

15. Hofmannsthal H. v. Hugo von Hofmannsthal an Hermann Bahr (1904) // Psy­choanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wie­ner Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 108.

16. Hofmannsthal H. v. Hugo von Hofmannsthal an Hermann Bahr (verm. 1902) // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wie­ner Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 105—106.

17. Hofmannsthal H. v. Zweiter Brief aus Wien (Oktober 1922) // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 113—117.

18. Kandel E. Die Erforschung des Unbewussten in Kunst, Geist und Gehirn von der Wiener Moderne bis heute: aus dem amerikanischen Englisch von Martina Wiese. München, 2012.

19. Kimmich D. Psychologie, Psychoanalyse, Hysterie und Adoleszenz // Hof­mann­sthal. Handbuch. Leben — Werk — Wirkung. Stuttgart. Metzler, 2016. S. 19—22.

20. Orosz M. Das fremde Eigene. Identität und Identitätssuche in der Literatur der Jahrhundertwende // Кakanien revisited. Das Eigene und das Fremde in der österreichisch-ungarischen Monarchie. Tübingen, 2002. S. 137—157.

21. Pape M. Aurea Catena Homeri. Die Rosenkreuzer-Quelle in Hofmannsthals Andreas // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesges­chichte. Stuttgart, 1975. S. 680—693.

22. Pfohlmann O. Hugo von Hofmannsthal // Psychoanalyse in der literarischen Moderne. Eine Dokumentation. Einleitung und Wiener Moderne. Marburg, 2006. Bd. 1. S. 101—105.