Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

От экфрасиса к автобиографии (рассказ Николая Кононова «Светотомия»)

Страницы / Pages
51-60

Аннотация

Показано, как в рассказе Н. Кононова «Светотомия» реализуется топос автобиографического письма, в имплицитном виде присут­ст­ву­ющий в каждом произведении писателя. В данном рассказе авто­био­графический дискурс представлен путем использования кода, свя­занного с живописью и фотографией. Отмечена особая значимость концептов жиз­ни и смерти, в основе которых лежит мифопоэтическая семантика взаи­моперехода и круговорота. Экфрастичные описания в рассказе при­сут­ствуют как в явном, так и в скрытом виде. Сделан вы­вод о том, что в рассказе «Светотомия» текст порождает экфрасис, в то же вре­мя экфрасис формирует развитие сюжета, а живопись и фо­тография участвуют в создании автобиографии.

Abstract

The article reveals peculiarities of representation of the autobiographical topos in N. Kononov’s short story “Svetotomia” that is present implicitly in each work of the writer. In this short story, the autobiographical discourse is represented via the painting and photography code. The authors emphasize the significance of the concepts of “life” and “death” and reveal their mythopoetic semantics of cycle and mutual transition. Ekphrastic descriptions are both ex­plicit and implicit in Kononov’s short story. The authors conclude that in “Svetotomia”, the text produces ekphrasis and at the same time, ekphrasis shapes the plot, and painting and photography create autobiography.

Список литературы

1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр., послесл. и коммент. М., 2011.

2. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1991—2005. Избранное : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 410—443.

3. Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. «Полный абзац» (узловые концепты в творчестве Николая Кононова) // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 205—226.

4. Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. Наука любви в классическом универ­ситете (рассказ Николая Кононова «Амнезия Анастасии») // Вестник Балтий­ского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 2. С. 70—78.

5. Дмитровская М. Коли муза Клио: История души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланёр» // Новое литературное обо­зрение. 2014. № 4. С. 266—284.

6. Долгополов И. В. Мастера и шедевры : в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 133—174.

7. Ипполитов А. Венера Торфяная. Выставка в Русском музее: антитело как сверхидея // Русская жизнь. 2008. 18 янв. URL: http://rulife.ru/old/mode/article/ 481/ (дата обращения: 08.11.2017).

8. Кононов Н. Саратов : рассказы. М., 2012.

9. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. 2-е изд. / гл. ред. С. А. Тока­рев. М., 1987. Т. 1. С. 132—136.

10. Плеяды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01003924214#?page=429 (дата обращения: 05.04.2018).

11. Росси Г. Рождение и особенности культа Афродиты. URL: http://www. globalfolio.net/monsalvat/kittim/012aphrodite/afro4.htm (дата обращения: 05.04.2018).