Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Сказкотерапия как метод формирования жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью

Страницы / Pages
90-96

Аннотация

Рассмотрено применение методики сказкотерапии для формирования жизнестойкости как психологического качества личности и ее компонентов у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы используют в качестве литературных произведений притчи, приводят примеры смыслового свертывания текстов для получения девизов, демонстрируют техники выделения ключевых словах и работы с вопросами. Данные методы и техники сказкотерапии способствуют закреплению психологических установок у учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Сказкотерапия как психотерапевтическая методика влияет на психофизическое состояние студентов с нарушениями здоровья и способствует формированию у них жизнестойких установок: повышению вовлеченности и контроля над своими поступками, осознанности в принятии вызовов и рисков в жизни.

Abstract

This article addresses the use of fairy tale technique in psychotherapy used to develop resilience as a personal psychological trait in students with special needs. Using parables as literary references, the authors describe the process of producing mottos through semantic compression. Special attention is paid to techniques of identifying keywords and tacking questions. These techniques help to develop stable psychological attitudes in students with special needs. When used in psychotherapy, fairy tales affect the psychophysical condition of such students and contribute to resilience, i. e. greater control of one’s actions and more conscious attitude to risks and challenges.

Список литературы

1. Вачков В. И. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
2. Дзенская притча «Перевоплощение». URL: https://pritchi.ru/id_186/ (дата обращения: 22.01.2018).
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. С. 8—11.
4. Ильина Т. А. Сказкотерапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Психологическая студия. Витебск, 2016. С. 93—94.
5. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Самара, 2012. 
6. Корнилова Е. Н., Готовцева Е. И. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом // Наука и школа. 2013. № 1. С. 183—184.
7. Коэльо П. Мактуб. М., 2008.
8. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости М., 2006.
9. Мещеряков В. Н. Методики описания текстов в учебных целях. М., 1984.
10. Одинцова М. А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых. Самара, 2012.
11. Одинцова М. А. Сказкотерапия как одно из направлений психологической помощи молодежи с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. М., 2014. С. 103—111.
12. Самые великие притчи мира. М., 2018.
13. Цепилова М. В., Лебедева В. А. Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология при адаптации подростков с ДЦП в общеобразовательные учреждения // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования : сб. матер. III Всерос. (заоч.) науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24—25 декабря 2015 г. Киров, 2016. С. 183—188.
14. Шепель С. Дорога к счастью. Притчи. Одесса, 2006.