Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Имитационное моделирование как один из методов математической теории обучения

Страницы / Pages
79-89

Аннотация

Дальнейшее развитие теоретической педагогики и теории обучения тесно связано с использованием методов математического и компьютерного (имитационного) моделирования процесса обучения. Обсуждаются трудности и особенности применения формальных методов для исследования дидактических систем, выявлены основные этапы создания имитационных моделей, предложена компьютерная модель процесса изучения совокупности несвязанных элементов учебного материала (на примере букв алфавита), представлены получающиеся графики изменения количества знаний ученика и его мотивации с течением времени. Методологической основой исследования являются работы по математической теории обучения, изучению плохоформализуемых слабоструктурированных систем, когнитивному управлению, имитационному моделированию, нечеткой логике, методологии мягких систем.

Abstract

Further development of theoretical pedagogy and the theory of learning is closely connected to the use of mathematical and digital techniques in learning process simulations. This article explores formal methods for studying a didactic system as well as difficulties in employing them. The author describes key stages of simulation development and presents a simulation of unrelated study material elements (using letters of the alphabet as an example). The charts show temporal changes in students’ knowledge and motivation. Research works on the mathematical theory of learning, and the analysis of semiformalized and semistructured systems, research into cognitive and simulation management, fuzzy logic and soft system methodology comprise the methodological framework for the study.

Список литературы

1. Ажмухамедов И. М. Нечеткая когнитивная модель оценки компетенций специалиста // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 2. С. 186—190.
2. Ажмухамедов И. М., Проталинский О. М. Методология моделирования плохоформализуемых слабоструктурированных социотехнических систем // Там же. 2013. № 1. С. 144—154.
3. Болбаков Р. Г. Основы когнитивного управления // Государственный советник. 2015. № 1. С. 45—49.
4. Горелова Г. В. Когнитивный подход к имитационному моделированию сложных систем // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 3. C. 239—250.
5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
6. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг. № 4. 2002. С. 22—26.
7. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.
8. Козырева О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Educational Technology & Society. 2008. № 11(1). С. 375—377.
9. Кулинич А. А. Компьютерные системы моделирования когнитивных карт: Подходы и методы // Проблемы управления. 2010. № 3. С. 2—16.
10. Лебедева И. П., Математическое моделирование в педагогическом исследовании // Portalus.ru. URL: http://www.portalus.ru /modules/shkola/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192707630&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.18.2017).
11. Майер Р. В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. Глазов, 2014.
12. Моделирование сложных вероятностных систем : учеб. пособие / В. Г. Лисиенко, О. Г. Трофимова, С. П. Трофимов [и др.]. Екатеринбург, 2011.
13. Петров А. В. Моделирование систем : учеб. пособие. Иркутск, 2000. 
14. Свиридов А. П. Статистическая теория обучения : монография. М., 2009.
15. Флегонтов А. В., Дюк В. А., Фомина И. К. Мягкие знания и нечеткая системология гуманитарных областей // Программные продукты и системы. 2008. № 3. С. 97—102.
16. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М., 1978.
17. Щербатов И. А., Проталинский И. О. Математическое моделирование сложных многокомпонентных систем // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2014. Т. 20, № 1. С. 17—26.
18. Mayer R. V. Assimilation and Forgetting of the Educational Information: Results of Imitating Modelling // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(4). P. 739—747.
19. Mayer R. V. Imitating model of assimilation and forgetting of the logically connected information // International Journal of Advanced Studies. 2017. Vol. 7, № 2. P. 64—73.
20. Checkland P., Scholes J. Soft System Methodology in Action. John Wiley & Sons Ltd., 1990.