Филология, педагогика, психология

2017 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное

Страницы / Pages
100-106

Аннотация

Обобщены исследования отечественными и зарубежными авторами категории «творческое мышление». Приводятся результаты эмпирического исследования динамики развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Выделены общие характеристики и специфика развития творческого мышления детей 5 и 6 лет, представлена специфика развития творческого мышления у девочек и мальчиков указанных возрастов. Показаны возможности специальной программы по развитию творческого мышления старших дошкольников.

Abstract

This article summarises the findings of Russian and international authors on creative thinking. The authors present the results of an empirical study into the development of creative thinking in older preschool children. The article examines the common features in the development of creative thinking in five- and six-year-old children. The differences in the creative thinking development in girls and boys are identified. The authors outline the possibilities for creating a special programme for developing creative thinking in older preschool children.

Список литературы

1. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
2. Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 103—104.
3. Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : учеб. пособие. Самара, 2016.
4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
5. Ленкова А. А. Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 250—255.
6. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: статьи. М., 1981. С. 149—152.
7. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 12—18.
8. Матюшкин A. M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. № 1. С. 9—17.
9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
10. Ручкова Н. А., Ледовских И. А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 3. С. 310—316.
11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002.
12. Чернецкая Н. И. К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 5. С. 45—50.
13. Чернецкая Н. И. О соотношении творческого и дивергентного мышления // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 105—107.
14. Чернецкая Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 225—230.
15. Чистякова Ч. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 103—111.
16. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М., 2012.
17. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997.