Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Лингвистика

Интегративный подход к анализу событийного фрейма

Аннотация

Анализируются подходы к исследованию процесса концептуализации события в рамках когнитивной лингвистики, приводится структура события, описывается типология событий. Особое внимание уделяется возможностям интегрированного использования фреймового анализа и материала корпусов для описания процесса концептуализации событий. Статья содержит анализ структуры событийного фрейма и отношений между фреймами.

Abstract

The author analyses different approaches to the conceptualization of events in cognitive science, describes the types of events and their structure. Special attention is given to the integration of the frame analysis tools and corpora data and the opportunities this combination presents for analyzing the process of event conceptualization. The author explores the structure of an event frame and studies its frame–frame relations.

Скачать статью

Черный юмор как способ философствования

Аннотация

Черный юмор характеризуется как существенный аспект философского дискурса; вскрываются темы мрачного философствования, среди которых отмечаются жизнь, смерть, сущность человека, социальные взаимодействия, одиночество. Показывается, что осмысление этих тем в контексте черного юмора окрашено пессимизмом.

Abstract

Wry humor is viewed as an essential aspect of philosophical discourse. The authors analyze gloomy philosophical motives including life, death, human existence, social interactions, loneliness. The article shows that comprehending these issues through the wry humor acquires pessimistic connotation.

Скачать статью

Ни дать ни взять: основания системы А. Скидана

Аннотация

Рассматривается ряд стихотворений А. Скидана, входящих в сборник «Делириум» (1993). Доказывается тождество семантики дарения / получения дара и разделения, разъятия, что позволяет отнести концепт дарения к ядру понятийной системы поэта. Выделяется семантический инвариант и анализируются способы его инвариантного развертывания. Анализируется связь отмеченных концептов с категориями пространства и движения, жизни и смерти. Семантическая реконструкция осуществляется с привлечением игрового мультиязыкового анаграмматического кода, который используется Скиданом для развертывания текста из базисных семантических структур.

Abstract

The author analyzes a series of verses by A.Skidan of a “Delirium” collection (1993) and establishes the equality of semantics between giving/gift and parting, breaking apart, which allows to bring the concept of “giving/ gift” to the core of the poet’s concept structure. The article defines a semantic invariant and studies the ways of its invariant development, analyzes connection between the relevant concepts and categories of space and movement, life and death. The semantic reconstruction is performed through play Multilanguage anagram code, which is used by Skidan to develop the text of basic semantic structures.

Скачать статью

Литературоведение

«Что есть голос Истины?» Анаграмма во французской культуре XVIII века

Аннотация

Рассмотрена история феномена анаграммы во французской культуре XVIII в. Отмечены тенденции в развитии литературы, унаследованные от эпохи барокко, в том числе практика создания псевдонимов путем анаграммирования и использования анаграмм в сатирической поэзии. Сведение анаграмм до уровня языковой игры и вторичный характер теоретизирования — характерные черты этого столетия, когда произошел разрыв с эзотерическими традициями прошлых эпох.

Abstract

The paper explores the history of the anagram phenomenon in the French culture of the XVIII century. The author considers tendencies in the development of literature inherited from the Baroque period, including the practice of creating pseudonyms by anagramming and using anagrams in satirical poetry. The reduction of anagrams to the level of the language game and the secondary nature of theorizing are the characteristic features of this century, when a break with the esoteric traditions of the past eras occurred.

Скачать статью

Герменевтика вины в творчестве Иоганнеса Бобровского

Аннотация

Рассматривается поэтическая судьба выдающегося немецкого поэта и прозаика И. Бобровского. Анализируется его поэтология в синтезе антиномичной семантики и метрики. Акцентируется экзистенция вины в творчестве Бобровского, обостренная духом острого эсхатологического персонализма его христианского видения человека. Делается вывод о сущностном равенстве поэтического языка и бытия/небытия в понимании Бобровского.

Abstract

The poetic destiny of the outstanding German poet and novelist Johannes Bobrowski is being considered. His poetology in the most complicated synthesis of antinomic semantics and metrics is being analyzed. The existence of guilt with its exacerbated spirit of his Christian humanity’s eschatological personalism in creative work of Bobrowski is being emphasized. The conclusion about the essential equality of his poetic language and being/nothingness in his understanding is being made.

Скачать статью

Специфика образа «польского Гамлета» в романах С. Жеромского «Бездомные» и Я. Ивашкевича «Красные щиты»

Аннотация

Раскрывается эволюция образа «польского Гамлета» в прозе первой половины ХХ в. Утверждается, что структура данного образа в романах С. Жеромского «Бездомные» и Я. Ивашкевича «Красные щиты» определяется взаимодействием характерологических доминант Гамлета как агентивно-аскетической личности и рефлектирующего «я». Анализ позволяет сделать вывод о том, что Жеромский в рамках поэтики реалистического романа последовательно воплощает гамлетовскую психологическую модель личности. Ивашкевич, наоборот, создает мистификационный эффект «игры в Гамлета», в то время как его герой относится к психологическому типу, отличному от героя Шекспира.

Abstract

The authors study the evolution of “Polish Hamlet” image in prosaic works of the first half of the XXth century. They emphasize that the structure of this image in “Homeless” by S.Zheromsky and “Red Shields” by Ya. Ivashkevich is identified through the system of Hamlet’s character dominants as agent- ascetic personality and reflecting “ego”. The analysis concludes that Zheromsky within the frames of realistic novel successively implements the Hamlet’s psychological personality model while Ivashkevich a mystical effect of “Hamlet play” and his protagonist if a psychological type different from a Shakespeare’s one.

Скачать статью

По страницам переписки Виславы Шимборской и Корнеля Филиповича

Аннотация

Переписка Виславы Шимборской и Корнеля Филиповича «Лучше всего в жизни Твоему Коту», вышедшая в 2016 г., характеризуется как биографический источник и как историческое свидетельство о жизни двух писателей, о положении творческой интеллигенции в Польше 1960-х гг. Стилистическое своеобразие писем Шимборской рассматривается на фоне ее поэтического творчества.

Abstract

The correspondence between Wislava Szimborska and Cornelius Philipovich entitled “Your cat has the best of lives” and published in 2016 can be seen as a biographical account and historical evidence of two writers, a record of life of artistic people in Poland in the 1960s. Stylistic character of Szimborska is studied on the background of her creative poetry.

Скачать статью

Архетипы в романе Жана-Мари Гюстава Леклезио «Золотоискатель»

Аннотация

Осуществлен текстовый анализ трех архетипов: «золотоискатель», «мать» и «бунтарь» на примере романа «Золотоискатель» французского писателя Жана-Мари Гюстава Леклезио. Рассматривается понятие «архетип», его вариации и функционирование в тексте художественного произведения.

Abstract

The textual analysis of three archetypes, "prospector", "mother" and "rebel" is conducted in the article by the example of the novel "The Prospector" by the French writer Jean-Marie Gustave Le Clézio. The concept of "archetype", its variations and functioning in the novel are discussed.

Скачать статью

Педагогика и психология

Этническая идентичность студентов как детерминанта содержания социальных представлений о членах других культур

Аннотация

Освещается проблема взаимодействия представителей разных культур, на что влияют их социальные представления и этническая идентичность. Цель работы — анализ содержания социальных представлений студентов о членах других культур в контексте этнической идентичности. Авторы опираются на теорию социальных представлений и концепцию этнической идентичности. Представлены результаты проведенного исследования о влиянии этнической идентичности русских студентов на формирование социальных представлений о студентах китайской, таджикской, армянской, казахской и русской культур; подчеркивается зависимость типа этнической идентичности от такого параметра, как социальная дистанция. Приводится перечень возможных мероприятий, которые будут способствовать формированию позитивной этнической идентичности и складыванию адекватных социальных представлений о членах других культур, что позволит решить ряд проблем, возникающих на уровне межнационального взаимодействия.

Abstract

The article highlights the problem of interaction between representatives of different cultures, which is influenced by their social representations and ethnic identity. The aim of the work was to analyze the content of students' social ideas about members of other cultures in the context of ethnic identity. In this paper, the authors rely on the theory of social representations and the concept of ethnic identity. This article presents the results of a study on the impact of Russian students’ ethnic identity on their social perceptions of students of Chinese, Tajik, Armenian, Kazakh and Russian cultures, emphasizes the dependence of the type of ethnic identity on such a parameter as social distance. Also, the authors provide a list of actions which may contribute to a positive ethnic identity and adequate social perception of members of other cultures, which can diminish a number of interethnic interaction problems.

Скачать статью

Становление и развитие морского образования на Юге России в конце XVIII — начале ХХ века

Аннотация

Исследуется процесс становления и развития морских учебных заведений в Крыму и Причерноморском регионе в конце XVIII — начале ХХ столетия в условиях военно-политических и социально-экономических преобразований, происходивших на данной территории. Цель работы — проведение историко-педагогического анализа процесса развития военного и торгового морского образования в регионе. Методологической и теоретической основой исследования стали системный подход, теория социально-общественной обусловленности морского образования, концепция непрерывного профессионального образования и реформирования высшей школы. Показаны влияние педагогических взглядов и идей выдающихся флотоводцев на становление и развитие морского образования в России, необходимость оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях различных уровней.

Abstract

Thе article studies the foundation and development of the maritime training institutions in the Crimea and the Black Sea region in the late XVIII — early XX century within the military, political and socio-economic changes that occured in the area. The aim of the article is to analyze conduct the foundation and development of both military and commercial marine education in the region in historical and pedagogical perspectives, that allows us to see the evolution of educational concepts and modification of training maritime experts in the context of significant historical events that affected the quality of training of maritime personnel at various stages of the strategic, military, political and cultural development of the region. The methodological and theoretical basis of the study is a systematic approach, the social-conditioning theory of maritime education, the concept of continuous professional education and the higher education reformation concept. The article also demonstrates scientific contribution and the influence of pedagogical views and ideas of outstanding Naval commanders onto the foundation and development of maritime education in Russia.

Скачать статью

Интеграция россиеведческого компонента в обучение иностранным языкам в неязыковом вузе

Аннотация

Рассматриваются некоторые проблемы обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Предлагается методика включения россиеведческого материала в иноязычный коммуникативный образовательный процесс студентов как одно из перспективных направлений современного образования в России. Также приведены примеры использования информационно-интерактивных плакатов в учебном процессе.

Abstract

The article discusses some of the issues of foreign language teaching in non-language high schools. The authors propose a method of integration of Russian Studies material in foreign language communicative learning process, as one of the promising areas of modern education in Russia. Informational and interactive posters in the educational process are another example of a new approach.

Скачать статью

Университетская лекция как целостность

Аннотация

Характеризуется роль лекции как важной формы обучения, раскрываются ее возможности для повышения познавательной активности студентов. Особое внимание уделено вопросно-ответной технологии, благодаря которой удается установить обратную связь между преподавателем и аудиторией. На основе анализа литературы сделан вывод о том, что результативность лекции повышается, если она строится по принципу целостности, когда ее содержание, методы, структура и т. д.  приводятся в соответствие с целью и задачами.

Abstract

The article characterizes the function of a lecture as an important form of current university education, reveals its capacities to intensify students' cognitive activity. A certain focus is made on interactive technologies which promotes the response relations with the audience. The author concludes that the efficiency of the lecture will increase if it is built on the principle of integrity, when the content, methods, structure, ways of interaction are led to accordance with the purpose and objectives.

Скачать статью