Филология, педагогика, психология

2014 Выпуск №11

Назад к списку Скачать статью

Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия

Страницы / Pages
73-81

Аннотация

Приводится теоретическое обоснование проблемы межкультурной сенситивности, анализируются отечественные и зарубежные подходы к исследованию феномена. Представлены результаты эмпирического исследования межкультурной сенситивности студентов, имеющих разный опыт межличностных отношений с представителями различных культур, этносов.
Установлено, что более высокие показатели межкультурной сенситивности свойственны студентам, имеющим опыт межкультурного взаимодействия более 10 лет. При этом существуют различия в соотношении компонентов межкультурной сенситивности в группах с разным опытом межкультурного взаимодействия.

Список литературы

1.Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.
2. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие. СПб., 2012.
3. Самые громкие межэтнические конфликты последних лет. URL: http:// expert.ru/russian_reporter/2013/28/samyie-gromkie-mezhetnicheskie-konfliktyi- poslednih-let/ (дата обращения: 28.05.2014).
4. Anderson P. H., Lawton L., Rexeisen R. J., Hubbard A. C. Short-term study abroad and intercultural sensitivity: A pilot study. International Journal of Intercul¬tural Re-lations. 2006. № 30. Р. 457—469.
5. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of in¬tercultural sensitivity // R. M. Paige (Ed.), Cross-cultural orientation: New conceptualizations and applications. New York, 1986. P. 27—70.
6. Bhawuk D. P. S., & Brislin R. The measurement of intercultural sensitiv¬ity using the concepts of individualism and collectivism // International Journal of In¬tercultural Relations. 1992. 16. P. 413—436.
7. Bronfenbrener U., Harding J., Gallwey M. The measurement of skill in social per-ception. In McClelland, D. C. (Ed.). Talent and society. NY, 1958.
8. Chen G. M. Intercultural effectiveness. In L. A. Samovar, R. E. Porter, &
E. R. McDaniel (Eds.), Intercultural communication: A reader. Boston, 2009. P. 393—401.
9. Chen G. M., & Starosta W. J. A review of the concept of intercultural sensitivity // Human Communication. 1997. № 1. P. 1—16.
10. De Santos Velasco F. Desarrollo de la Competencia Intercultural en Alumnado Universitario: Una propuesta formativa para la gestión en empresas multiculturales. Tesis Doctoral. Mide. UB. Barcelona, 2004.
11. Gudykunst W. B., & Hammer M. R. Basic training design: Approaches to inter-cultural training. In D. Landis and R. W. Brislin (Eds.), Handbook of intercultural training. 1983. Vol. 1. P. 118—154.
12. Hart R. P., & Burks D. M. Rhetorical sensitivity and social interaction. Speech Monographs. 1972. 39. P. 75—91.
13. Hart R. P., Carlson R. E., Eadie W. F. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monographs, 1980. 47. P. 1—22.
14. Olson C. & Kroeger K. Global competency and intercultural sensitivity // Journal of Studies in international education. 2001. 5 (2). P. 116—137.
15. Pochebut L., Logashenko Y. An intercultural sensitivity as a professional trait of specialists of humanitarian sphere // Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientific Conference May 23th — 24th, 2014, volume I. Rezekne, Rezekne Higher Education Institution. Р. 207—216.
16. Ruiz-Bernardo Paola; Ferrández-Berrueco Reina & Sales-Ciges, María-Auxiliadora. Application of the CIPP model in the study of factors that promote intercultural sensitivity. RELIEVE, 2012. Vol. 18, № 2, art. 4.