Кантовский сборник

2012 Выпуск №1(39)

Теоретическая философия Канта

Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции

Аннотация

Сопоставляются методологии Канта и феноменология, обеспечивающие проникновение в область чистого сознания. Отмечаются расхождения в уровнях осмысления его содержания, выявляются разногласия относительно значений рефлексии и редукции между Кантом, неокантианцами и представителями феноменологии. Проведен анализ основополагающего понятия феноменологии «интенциональность» с помощью априорных кантовских форм.


The article is devoted to comparison of Kant methodology and the phenomenology, which provide insight into the area of pure  consciousness. Divergences in levels of its understanding are marked, disagreements concerning values of reflection and reduction
between Kant and Neo-Kantian philosophers and representatives of phenomenology come to light. The analysis of basic concept of phenomenology, «intentionality», is carried out by means of Kant aprioristic forms.

Скачать статью

Рецепции философии Канта

«Мыслить себе предмет и познавать предмет не есть… одно и то же», или Э. Т. А. Гофман и «Трансцендентальная аналитика»

Аннотация

Ставится вопрос о кантианстве Э. Т. А. Гофмана на примере новеллы «Песочный человек», в которой показывается, что трансцендентальная
рефлексия как важная гносеологическая процедура имеет практический смысл в человеческой жизни.


In the article the question is raised about the Kantianism of E. T. A. Hoffmann on the example of the story from “The night stories”, which shows that the transcendental reflection as an important gnoseological form makes the practical sense in the human life.

Скачать статью

Неокантианство

Русское неокантианство: история и особенности развития

Аннотация

Анализируется история развития неокантианства в России. Проводится мысль о своеобразии русского неокантианства, вызванного культурными и историческими особенностями становления отечественной философской мысли. Этапы и специфика развития русского неокантианства рассмотрены на примере творчества А. И. Введенского, Б. В. Яковенко и В. Э. Сеземана.


The article is dedicated to the analysis of the development of Neokantianism in Russia. The originality of Russian Neokantianism is  marked, which was due to the cultural and historical peculiarities of the formation of the domestic philosophical thought. The
stages and specific character of the development of Russian Neokantianism are considered by example of the creation of A. I. Vvedenskij, B. V. Jakovenko and V. E. Sesemann.

Скачать статью

Понятие ценности у Г. Риккерта и его интерпретация в философии С. И. Гессена

Аннотация

Исследован историко-философский контекст формирования понятий «предание» и «цель-задание» в философии С. И. Гессена. Выявлено значение понятия ценности и иерархии ценностей у Г. Риккерта в определении понятий «предания» и «цели-задания» и главного принципа их взаимодействия.


This paper investigated the historical and philosophical context of the notions of “tradition” and the “purpose-task” in the philosophy of Sergius Hessen. The article identified the meaning of values and hierarchy of values of Heinrich Rickert in definition of the notions of “tradition” and “purpose-task” and the main principle of their interaction.

Скачать статью

Проблемы социальной философии и философии культуры

Философия Канта и основания процесса эстетизации в современной культуре

Аннотация

Рассматривается вопрос о возможности обнаружения оснований процесса эстетизации современной культуры в структуре кантовской философии. Прослеживается связь кантовской эстетики с наукой и моралью, выявляется влияние Канта на романтическую философию искусства. Утрата современной эстетикой своих классических границ показывается как берущая начало в кантовской философии, которая, казалось бы, эти границы впервые четко определяет.


The article discusses the possibility of detecting the grounds of the aesthetization process in modern culture in the structure of the Kantian philosophy. The connection of Kant's aesthetics with science and morality is traced, and also Kant’s influence on the romantic philosophy of art is revealed. The loss of its classical boundaries by modern aesthetics is shown as originated in the Kantian  philosophy, though it was this very philosophy in which these boundaries were once defined.

Скачать статью

Публикации

Обзоры и рецензии

Научная жизнь