Кантовский сборник

2017 Том 36 № 2

Назад к списку Скачать статью

Тема времени в метафизических концепциях С. Н. Трубецкого и Б. Н. Чичерина (дискуссия вокруг И. Канта)

DOI
10.5922/0207-6918-2017-2-4
Страницы / Pages
46-57

Аннотация

Анализируется полемика С. Н. Трубецкого и Б. Н. Чичерина, возникшая после публикации С. Н. Трубецким работы «Основания идеализма». Предмет анализа — концептуальное осмысление авторами метафизической природы времени. Историческая актуальность работы выражается в том, что философские рефлексии оппонентов осуществляются на фоне грядущих научно-философских перемен, а именно — на переходе от классической к неклассической парадигме, что проявляется в желании философов, с одной стороны, осуществить пересмотр устоявшихся подходов (в данном случае — кантовского учения о времени как априорной формы чувственности, посткантианского — как проявления абсолютного духа и эмпиристского — как упорядоченного потока явлений), а с другой — к поиску новых критериев философского осмысления времени. Б. Н. Чичерин усматривает выход в обращении метафизики к методам естественных наук. Строгость и логичность естественнонаучного подхода, по мысли философа, позволит исключить субъективизм в суждениях о времени, а также увязать темпоральность явления и предмета. Для философа время — и атрибут абсолютного Духа, и научно-философская категория, фигурирующая как в строгих физических расчетах, так и в натурфилософских описаниях. С. Н. Трубецкой, в силу своей верности классическим метафизическим традициям, акцентирует внимание на роли субъекта, отмечая, что «нет объекта (явления) вне воспринимающего субъекта», что время (исключительно в метафизическом смысле) возможно лишь как форма чувственно-рационального восприятия явлений. При этом философ уточняет, что в силу соборной организации сознания, субъектом выступает не отдельно взятая личность, но человечество как совокупность чувствующих и мыслящих существ. Опираясь на платонизм, кантовскую традицию, философию всеединства, С. Н. Трубецкой полагает, что задача метафизики заключается не в поиске и выведении законов природы, а по-прежнему в раскрытии новых уровней осмысления взаимодействия мышления и бытия.

Abstract

This article analyses the controversy between Sergey Trubetskoy and Boris Chicherin, which followed the publication of Trubetskoy’s monograph the Foundations of Idealism. This analysis focuses on the philosophers’ understanding of the metaphysical nature of time. The relevance of the work is that the philosophical reflections of the opponents took place against the backdrop of an impending change in science and philosophy — the transition from the classical to neo-classical paradigm. This transition encouraged philosophers to revise the traditional approaches (Kant’s teaching of time as an a priori form of sensibility, the post-Kantian idea of time as a manifestation of the absolute spirit, and the empiricist concept of time as an ordered flow of events), on the one hand, and to seek new criteria for the philosophical understanding of time, on the other. Chicherin suggested that metaphysics resort to the methods of natural sciences. He believed that the rigour and logic of natural sciences would rule out subjectivism and help to marry the temporality of the phenomenon and the object. For Chicherin, time is both an attribute of the absolute spirit and a scientific and philosophical category that is used in both exact physical calculations and natural-philosophical descriptions. Loyal to classical metaphysical traditions, Trubetskoy placed emphasis on the role of the subject, stressing that ‘there is no object (phenomenon) beyond the perceiving subject’ and that time (in a purely metaphysical sense) is possible only as a form of sensory perception of phenomena. At the same time, Trubetskoy argued that, due to the sobornost of consciousness, the subject is not an individual person but the humanity as a community of sentient and intelligent beings. In addressing Platonism, the Kantian tradition, and the philosophy of all-unity, Trubetskoy argued that the purpose of metaphysics was not to search for and formulate the laws of nature but rather to uncover new levels of the understanding of the interaction between thinking and being.

Список литературы

1. Гайденко П. П. «Конкретный идеализм» кн. С. Н. Трубецкого как учение об универсальной соотносительности сущего // Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
2. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М., 2010.
3. Калинников Л. А. Кант в русской философской культуре. Калининград, 2005.
4. Михайлов П. Б. Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник // ΣΧΟΛΗ (Schole). 2015. Т. 9, вып. 1 : Науки о природе и человеке в античности. С. 119—136.
5. Трубецкой С. Н. Основания идеализма // Собр. соч. кн. С. Н. Трубецкого : в 5 т. М., 1908а. Т. 2.
6. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Собр. соч. кн. С. Н. Трубецкого : в 5 т. М., 1908б. Т. 2.
7. Трубецкой С. Н. В защиту идеализма (ответ Б. Н. Чичерину) // Собр. соч. кн. С. Н. Трубецкого : в 5 т. М., 1908в. Т. 2.
8. Чичерин Б. Н. Пространство и время // Вопросы философии и психологии. 1895. № 26 (1). С. 1—56.
9. Чичерин Б. Н. Существо и методы идеализма // Вопросы философии и психологии. М., 1897. № 2 (37). С. 185—238.

Reference

1. Gajdenko P. P. 2001. Vladimir Solov’ov i filosofia Serebrianogo veka [Vladimir Soloviev and the philosophy of the Silver age]. Moskow, 2001.
2. Zinchenko V. P. 2010. Soznanie I tvorcheskiy akt [Consciousness and the creative act], Moskow, 2010.
3. Kalinnikov L. A. Kant v russkoy filosofskoy culture [Kant in the Russian philosophical culture]. Kaliningrad, 2005.
4. Mihailov P. B. 2015. Kategorija vremeni v hristianskoj metafizike: Grigoriy Nisskiy i Maksim Ispovednik [Category of time in Christian metaphysics: Gregory of Nyssa and Maximus the Confessor], ΣΧΟΛΗ Vol. 9. 1. 2015. p. 119—136.
5. Trubetskoy S. N. 1908а. Osnovanija idealizma [The Foundation of idealism] in: Trubetskoy S. N. Sobranie sochineniy kn. S. N. Trubetskogo v 5 t. [Works in 5 volumes], Moskow, 1908a, vol. 2.
6. Trubetskoy S. N. 1908б. O prirode chelovecheskogo soznanija [About the nature of human consciousness] in: Trubetskoy S. N. Sobranie sochineniy kn. S. N. Trubetskogo v 5 t. [Works in 5 volumes], Moskow, 1908б, vol. 2.
7. Trubetskoy S. N. 1908в. V zash′itu idealzma (otvet B. N. Chicherinu) [In defense of idealism (in response to B. N. Chicherin)], in: Trubetskoy S. N. Sobranie sochineniy kn. S. N. Trubetskogo v 5 t. [Works in 5 volumes], Moskow, 1908в, vol. 2.
8. Chicherin B. N. 1895. Prostranstvo I vrem′a [Space and time], Voprosy filosofii i psihologii [Questions of Philosophy and Psychology]. no. 26 (1). Moskow, 1895, p. 1—56.
9. Chicherin B. N. 1897. Sush′estvo i metodi idealizma [Genesis and methods of idealism], Voprosy filosofii i psihologii [Questions of Philosophy and Psychology]. no. 2 (37). Moskow, 1897, p. 185—238.