Кантовский сборник

2015 Выпуск №4(54)

Назад к списку Скачать статью

Проект «государства будущего» Б. А. Кистяковского как синтез идей либерализма и социализма

DOI
10.5922/0207-6918-2015-4-7
Страницы / Pages
82-91

Аннотация

Рассматривается проблема соотношения идей либерализма и социализма в социально-философской концепции выдающегося методолога социальных наук и правоведа-неокантианца Б. А. Кистяковского. Констатируется современное состояние неопределенности как в отношении самого понятия либерализма, так и принципов отнесения конкретных мыслителей к этому течению. Одно¬временно показывается несостоятельность сложившейся традиции отнесения социально-философской концепции Кистяковского к либерализму. Анализ проводится на примере разработанной Кистяковским модели «государства будущего» — проекта социалистического правового государства, «контур» которого Кистяковский очертил на рубеже XIX—XX веков. Автор статьи усматривает в содержании этого проекта выраженные марксистские аналогии и параллели. «Государство будущего» как государство правовое и социалистическое не только должно гарантировать права и свободы гражданина, которые Кистяковский отстаивает как приверженец идеи «естественных прав», но и осуществлять социальную справедливость. При этом подчеркивается ненасильственный, «эволюционный» переход от буржуазного правового государства к социалистическому. Характерным также стал особый «утопизм» проекта Кистяковского как проекта, ориентированного в будущее и направленного к этически окрашенной цели создания социально справедливого общества. Наиболее «марксистской» в этом проектe оказывается социально-экономическая компонента. В ней находит свое выражение оригинальная правовая трактовка идеи обобществления средств производства. Капиталистическая форма организации экономики видится Кистяковским как форма «хозяйственной анархии» и одно из главных препятствий в деле достижения социальной справедливости. Эта проблема решается им за счет вывода всех средств производства из частноправового оборота, что компенсируется расширением публичных субъективных прав.
Делается вывод о возможности соотнести социально-философские взгляды Б. А. Кистяковского, представленные в его проекте «государства будущего», с теоретическими положениями европейской социал-демократии середины ХХ века, не утрачивая при этом единство общей картины творчества этого философа.

Abstract

This article is devoted to the correlation between liberal and socialist ideas in the social and philosophical conception of the prominent methodologist of social sciences and a Neo-Kantian legal theorist Bogdan Kistyakovsky. The author stresses the uncertainty of both the definition of liberalism and the principles behind attributing concrete thinkers to this movement. The article emphasises the inconsistency of classifying Kistyakovsky’s socio-philosophical concept as liberal. The analysis performed is based on Kistyakovsky’s model of the ‘state of the future’ — a project of a socialist rule-of-law state developed by Kistyakovsky at the turn of the 20th century. The article identifies distinct Marxist analogies and parallels in the contents of this project. The ‘state of the future’ as a rule-of -law socialist state should not only protect citizen’s rights and freedoms, which Kistyakovky supports as proponent of ‘natural rights’, but also ensure social justice. Moreover, he stresses the nonviolent, ‘evolutionary’ way of transition from a bourgeois rule-of-law state to a socialist one. Kistyakovsky’s project demonstrates certain ‘utopianism’, since it is future-oriented and it pursues the ethical goal of establishing a socially just society. The socioeconomic component is the most ‘Marxist’ element of Kistyakovsky’s project. It suggests an original legal interpretation of the idea of socialization of means of production. Kistyakovsky sees the capitalist form of economic organization as a form of ‘economic anarchy’ and a major obstacle to the mission of achieving social justice. This problem is solved through withdrawing all means of production from the realm of private law, which should be compensated for by the extension of public legal rights. It is concluded that it is possible to correlate B. A. Kistyakovsky’s social and philosophical views presented in the ‘state of the future’ project with the theoretical foundations of the European social democracy of the mid-20th century without considering the wholeness of the philosopher’s theoretical legacy.

Список литературы

1. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М., 2012.
2. Василенко Н. П. Академик Богдан Александрович Кистяковский [часть 1] // Социологические исследования. 1994а. № 2. С. 139—154.
3. Василенко Н. П. Академик Богдан Александрович Кистяковский [часть 2] // Социологические исследования. 1994б. № 4. С. 129—139.
4. Кистяковский Б. А. Избранное : в 2 ч. М., 2010а. Ч. 1.
5. Кистяковский Б. А. Избранное : в 2 ч. М., 2010б. Ч. 2.
6. Пишун С. В., Курбенков В. А. Концептуальные основания политического учения Б. А. Кистяковского. Владивосток, 2005.
7. Медушевский А. Н. Богдан Александрович Кистяковский: «У нашей интелли-генции правосознание стоит на крайне низком уровне развития…» // Российский либерализм: Идеи и люди. М., 2007. С. 649—659.
8. Сапов В. В. Архив Б. А. Кистяковского // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, № 1. С. 157—164.
9. Фролова Е. А. Идеал социально-правового государства в отечественном нео-кантианстве (конец XIX — начало ХХ века) // Вестник Московского университета. Се-рия 11 : Право. 2012. № 1. С. 19—29.
10. Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford, 1984.
11. Raico R. Classical Liberalism and the Austrian School / Forword by J. G. Hüls¬mann, preface by D. Gordon. Auburn, Al., 2012.
12. Heuman S. Kistiakovsky. The struggle for national and constitutional rights in the last years of tsarism. Harvard, 1998.

Reference

1. Walicki, A. 2012, Filosofia prava russkogo liberalism [Legal philosophy of Russian liberalism], Moscow. 2. Vasilenko, N. P. 1994a, Akademik Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky [chast’ 1] [Academician Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky], Sociologicheskie issledovania [Sociolo-gical studies], no. 2, p. 139—154, available at: [accessed 08 March 2015]. 3. Vasilenko, N. P. 1994b, Akademik Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky [chast’ 2][Academician Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky], Sociologicheskie issledovania [Sociological studies], no. 4, p. 129—139, available at: [accessed 08 March 2015]. 4. Kistiakovsky, B. A. 2010a, Izbrannoe: v dvuh chastiah, Chast 1. [Selected works in 2 parts, part 1], Moscow. 5. Kistiakovsky, B. A. 2010b, Izbrannoe: v dvuh chastiah, Chast 2. [Selected works in 2 parts, part 2], Moscow. 6. Pishun, S. V., Kurbenkov, V. A. 2005, Konceptual’nye osnovaniya politi-cheskogo uchenia B. A. Kistiakovskogo [Conceptual foundations of B. A. Kistiakovsky’s political study], Vladivostok. 7. Medushevsky, A. N. 2007, Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky: “U nashey intel-ligencii pravosoznanie stoit na kraine nizkom urovne razvitia…” [Bogdan Alexandrovich Kistiakovsky: “Legal consciousness of our intelligencia is at extremely low level of de-velopment”], Rossiyskiy liberalism: idei i liudi [Russian liberalism: ideas and people], Moscow. 8. Sapov, V. V. 1992, Arhiv B. A. Kistiakovskogo [B. A. Kistiakovsky’s archive], Voprosy Sociologii [Sociological Matters], 1(1). Moscow, P. 157—164. 9. Frolova, E. A. 2012, Ideal socialno-pravovogo gosudarstva v oteche-stvennom neokantianstve (konez XIX — nachalo XX veka) [The ideal of social-legal state in national neo-Kantianism (the end of the 19th — the beginning of the 20th centuries)], Vestnik Mos-kovskogo Universiteta [Moscow University’s Bulletin], 11/1, Moscow, p. 19—29. 10. Arblaster, A. 1984, The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford. 11. Raico, R. 2012, Classical Liberalism and the Austrian School / Forword by J. G. Hüls-mann, preface by D. Gordon. Auburn, Al. 12. Heuman, S. 1998, Kistiakovsky. The struggle for national and constitutional rights in the last years of tsarism. Harvard.