Кантовский сборник

2015 Выпуск №3(53)

Назад к списку Скачать статью

Философия Василия Сеземана и марбургское неокантианство

DOI
10.5922/0207-6918-2015-3-5
Страницы / Pages
66-85

Аннотация

Рассматриваются и обсуждаются идеи русского философа-неокантианца Василия Сеземана (1884—1963) в сравнении с идеализмом Марбургской школы. Анализируются его основные работы по данной теме: «Проблема идеализма в философии», «Теоретическая философия Марбургской школы» и др. Автор описывает внимание Сеземана к концепту «иррациональное» и объясняет понимание им неокантианской идеи бесконечности (fieri). Сеземана интересует свойственное неокантианству стремление к достижению систематического единства знания. В концепции одного из редакторов российского издания международного философского журнала «Логос» происходит трансформация иррациональности в рациональность высшего порядка.
Понятие иррационального характеризуется русским мыслителем через неисчерпаемую проблематичность, «обеспечивающую» вечный и постоянный прогресс объективного познания. Согласно Сеземану, противоположностью рационального, понятийного, опосредованного элемента познания — иррациональный, непонятийный, непосредственный момент. Ир-рациональный фактор знания — это наличие тех проблем, с которыми сталкивается человеческий разум, а также условие прогресса знания. Русский философ стремится к развитию своей собственной философской конструкции, частично выходящей за рамки неокантианской школы. Он испытывает сильное влияние феноменологического направления, хотя и в феноменологическом подходе видит некоторые недостатки. Автор статьи утверждает, что мысль Сеземана очень близка концепции Николая Гартмана. Данное утверждение выступает основанием для от¬несения русского философа к представителям постнеокантианства.
Термин «постнеокантианство» уже известен польским исследователям неокантовского движения современной философии благодаря работам Анджея Нораса. Сторонники постнеокантианства отрицают гносеологическую интерпретацию кантовской философии в пользу ее онтологической трактовки.

Abstract

This article considers the ideas of the Russian Neo-Kantianist Vasily Sesemann (1884—1963) in comparison with the idealism of the Marburg School. The author analyses the key Russian phi-losopher’s works on the topic: ‘The problem of idealism in philosophy’, ‘Theoretical philosophy of the Marburg School’, etc. The article focuses on Sesemann’s interest in the concept of the ‘irra¬tional’ and explains his understanding of Neo-Kantianism and the idea of infinity (fieri). Sesemann is interested in the Neo-Kantian aspiration to achieve a systematic unity of knowledge. The concept of one of the editors of the Russian version of the Logos international philosophical journal under¬goes a transformation from irrationality to the rationality of a higher order. The concept of irration¬ality is defined by the Russian thinker through the inexhaustible set of problems ‘ensuring’ eternal and continuous progress of objective cognition. According to Sesemann, the opposite of a rational, conceptual, mediated element of cognition is an irrational, non-mediated component. The irrational factor of knowledge is the problems faced by human reason, as well as a condition for the progress of knowledge. The Russian philosopher strives to develop an original philosophical structure that just partially transcends the Neo-Kantian school. He is strongly influenced by the phenomenological movement, although expressing certain criticism thereof. The author draws a parallel between Se-semann’s ideas and Nicolai Hartmann’s conception, which makes it possible to classify the Russian philosopher as a post-Neo-Kantianist. The works of Andrey Noras have popularised the term ‘post-neo-Kantianism’ among Polish researchers of the neo-Kantian movement in modern philosophy. The epistemological interpretation of Kant’s philosophy was rejected by the followers of post-Neo-Kantianism in favour of the ontological one.

Список литературы

1. Белов В. Н. Проблема рационального и иррационального в философской сис-теме В. Э. Сеземана // Х Кантовские чтения. Классический разум и вызовы совре-менной цивилизации : матер. междунар. конф. : в 2 ч. Калининград, 2010а. Т. 2. C. 7—24.
2. Белов В. Н. Учение Германа Когена в России: особенности рецепции // Нео-кантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010б. C. 299—317.
3. Белов В. Н. В. Э. Сеземан — систематик русского неокантианства // Вопросы фи¬лософии. 2012а. № 4. C. 121—127.
4. Белов В. Н. Русское неокантианство: история и особенности развития // Кан-тов¬ский сборник. 2012б. № 1. C. 27—40.
5. Белов В. Н. Предисловие // Пома А. Критическая философия Германа Когена. М., 2012в. C. 5—17.
6. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1990. C. 254—535.
7. Гессен С. И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1998. C. 723—782.
8. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
9. Миклуш К. В. Рефлексивность как основание гносеологии В. Э. Сеземана // Вестник Волгоградского государственного университета. 2008. № 1. C. 153—155.
10. Миклуш К. В. Основные черты теории познания В. Э. Сеземана // Неоканти-анство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010. C. 208—221.
11. Сеземан В. Э. Рациональное и иррациональное в системе философии // Ло¬гос. 1911. № 1. C. 93—122.
12. Сеземан В. Э. Теоретическая философия Марбургской школы // Новые идеи в философии. 1913. C. 1—34.
13. Сеземан В. Э. Реальная установка и «чистое» (безустановочное) знание (из ру-ко¬писного наследия) // Кантовский сборник. 2011. № 1. C. 88—97.
14. Сеземан В. Э. Проблема идеализма в философии // Вопросы философии. 2012. № 4. C. 127—134.
15. Сеземан-Ковно В. К проблеме чистого знания // Логос. 2006. № 6. C. 119—162.
16. Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. C. 7—515.
17. Яковенко Б. Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманен-тизме и дуализме вообще. Второе, большое специальное введение в трансцендента-лизм // Логос. 1912—1913. № 1—2. C. 99—182.
18. Яковенко Б. В. История русской философии. М., 2003.
19. Aster E. von Die Philosophie der Gegenwart. Leiden, 1935.
20. Augustyn L. Myślenie z wnętrza objawienia. Studium filozofii Siemiona L. Franka. Kraków, 2003.
21. Botz-Bornstein Th. Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Formalism and the Question of Being // Slavic and East European Journal. 2002. № 3.
22. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. Berlin, 1871.
23. Cohen H. Kants Begründung der Ethik. Berlin,1877.
24. Cohen H. Liebe und Gerechtigkeit in den Begriffen Gott und Mensch. Berlin, 1900.
25. Cohen H. System der Philosophie. Berlin, 1902. Т. 1. Logik der reinen Erkenntniss.
26. Cohen H. Religion der Vernunft aus der Quellen des Judentums. Leipzig, 1919.
27. Czardybon B. Filozofia Nicolaia Hartmanna a filozofia rosyjska — wybrane ana¬logie // Studia nad filozofią Nicolaia Hartmanna (z bibliografią polskich przekładów i op-racowań po roku 1945). Lublin, 2013.
28. Czardybon B. Sezeman Wasyl // Идеи в России — Idee w Rosji — Ideas in Rus¬sia. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski. Łódź, 2014. Т. 8.
29. Frank S. L. Pierwsze określenie i istota intuicji // Logos i Ethos. 2008. № 2.
30. Galewicz W. N. Hartmann. Warszawa, 1987.
31. Gonec W. Sezeman Wasyl. Пер. S. Grzybowskiеgо // Идеи в России — Idee w Rosji — Ideas in Russia. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski. Warszawa, 1999. Т. 1.
32. Hanuszkiewicz W. Filozofia Hermanna Cohena w perspektywie sporu o jedność metody transcendentalnej. Warszawa, 2011.
33. Hartmann N. Zarys metafizyki poznania. Warszawa, 2007.
34. Kamiński S. Współczesne metody metafizyki // Filozofia i metoda. Studia z dziejów metod filozofowania. Lublin, 1993.
35. Krasicki J. Mikołaj Bierdiajew a neokantyzm // Postneokantyzm — ontologizm. 2012. № 26 (3). S. 228.
36. Kubalica T. Wiedza w neokantyzmie // Studia Systematica. 2013. № 3.
37. Musioł A. Ernst Cassirer neokantystą? Między formą symboliczną jako istotą kul-tury a filozofią Immanuela Kanta // Filozofia Kanta i jej recepcja. Katowice, 2011.
38. Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig ; Berlin, 1910.
39. Natorp P. Kant a szkoła marburska // Neokantyzm badeński i marburski. Antolo-gia tekstów. Katowice, 2011.
40. Noras A. J. Postneokantyzm wobec Kanta // Idea. Studia nad Strukturą i Rozwo-jem Pojęć Filozoficznych. 2004. № 16.
41. Noras A. J. Historia filozofii — nauka niepotrzebna? // Filozofia i czas przeszły. Profesorowi Czesławowi Głombikowi w 70. rocznicę urodzin. Katowice, 2005а.
42. Noras A. J. Kant a neokantyzm badeński i marburski. Katowice, 2005б.
43. Noras A. J. Historia neokantyzmu. Katowice, 2012.
44. Pietras A. Nicolai Hartmann as a Post-Neo-Kantian // The Philosophy of Nicolai Hartmann. Berlin, 2011.
45. Pietras A. Karla Jaspersa postneokantowski projekt metafizyki // Kwartalnik Filo-zoficzny. 2012а. № 4.
46. Pietras A. W stronę ontologii. Nicolaia Hartmanna i Martina Heideggera postneo-kantowskie projekty filozofii. Kraków, 2012б.
47. Pietras A. Nicolaia Hartmanna projekt syntezy dyskursu i intuicji // Przegląd Filo-zoficzny. Nowa Seria. 2013. № 1.
48. Poma A. La Filosofia Critica di Hermann Cohen. Milano, 1988.
49. Postneokantyzm — ontologizm // Estetyka i Krytyka. 2012. № 26.
50. Skarga B. Trzy typy neokantyzmu we Francji // Dziedzictwo Kanta. Materiały z sesji kantowskiej. Warszawa, 1976.
51. Wundt M. Kant als Metaphysiker. Ein Beitrag zur Geschichte der Deutschen Phi-losophie im 18. Jahrhundert. Stuttgart, 1924.

Reference

1. Belov V. N. 2010 (a), Problema racionalnogo i irracionalnogo v filosofskoj sistiemie V. E. Sezemana [The problem of rational and irrational in the philosophical system of V. E. Se¬semann] // Х Kantovskije chtenija. Klassicheskij razum i wyzowy sovremiennoj civilizacji. Matierialy miezdunarodnoj w 2 ch. T. 2. / pod red. V. N. Brushinkina [X Kantian reading. Classic minds and challenges of modern civilization. Proceedings of the international conference in 2 hours. 2. T. / ed. V. N. Bryushinkin]. Kaliningrad, p. 7—24. 2. Belov V. N. 2010 (b), Uchenije Germana Kogena v Rossii: osobiennosti recepcii [The teachings of Hermann Cohen in Russia: especially the reception] // Neokantianstvo nie-mieckoje i russkoje: mezdu tieoriej poznanija i kritikoj kultury / pod red. I. N. Grifcovoj, N. А. Dmit-rijewoj [Russian and German Neo-Kantianism: between epistemology and criticism of culture / ed. I. N. Griftsova, N. A. Dmitrieva]. Мoscow, p. 299—317. 3. Belov V. N. 2012 (a), V. E. Sezeman — sistiematik russkogo neokantianstwa [V. E. Se¬semann — systematics of Russian neo-Kantianism] // Voprosy filosofii [Problems of Philo-sophy]. № 4, p. 121—127. 4. Belov V. N. 2012 (b), Russkoje neokantianstwo: istorija i osobiennosti razvitija [Russian neo-Kantianism: history and features of development] // Kantovskij sbornik [Kant’s collection]. № 1, p. 27—40. 5. Belov V. N. 2012 (w), Predislovie [Preface] // Poma А. Kriticheskaja filosofija Germana Kogena. Pier. О. А. Popowoj [A. Poma. Critical philosophy of Hermann Cohen. Trans. O. A. Popo-va]. Мoscow, p. 5—17. 6. Berdaev N. А. 1990, Smysl tvorchestva [The meaning of creativity] // Berdaev N. А. Filosofija svobody. Smysl tvorchestva [Berdyaev N. A. The philosophy of freedom. Meaning of creativity]. Мoscow, p. 254—535. 7. Gessen S. I. 1998, Mojo ziznieopisanije [My life] // Gessen S. I. Izbrannyje sochinienija / pod red. А. Valickogo, N. Chisiakovoj [S. I. Hessen Selected works / eds. A. Walicki, N. Chistya¬ko-va]. Мoscow, p. 723—782. 8. Losskij N. О. 1991, Istorija russkoj filosofii [The history of Russian philosophy]. Мoscow, URL: http://vehi.netnlossky/istoriya/20.html (data obrashchenija: 1.05.2015). 9. Miklush K. V. 2008, Refleksivnostʼ kak osnovanije gnoseologii V. E. Sezemana [Reflexivity as the basis of epistemology of V. E. Sesemann] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universitieta [Herald of Volgograd State University]. № 1, p. 153—155. 10. Miklush K. V. 2010, Osnovnyje cherty tieorii poznanija V. E. Sezemana [The main features of the theory of knowledge of V. E. Seszemann] // Neokantianstvo niemieckoje i russkoje: mezdu tieoriej poznanija i kritikoj kultury / pod red. I. N. Grifcovoj, N. А. Dmitrijewoj [Rus¬sian and German neo-Kantianism: between epistemology and criticism of culture / eds. I. N. Grift¬sova, N. A. Dmitrieva]. Мoscow, p. 208—221. 11. Sezeman V. E. 1911, Racionalnoje i irracionalnoje v sistemie filosofii [Rational and ir¬rational system of philosophy] // Logos [Logos]. № 1, p. 93—122; Sesemann W. 1911—1912, Das Rationale und das Irrationale im System der Philosophie // Logos. № 1, p. 208—241. 12. Sezeman V. E. 1913, Tieoreticheskaja filosofija Marburgskoj shkoly [Theoretical philosophy of the Marburg school] // Novyje idiei v filosofii. Niepieriodicheskoje izdanije [New ideas in philosophy. Non-periodical publications]. № 5, p. 1—34. 13. Sezeman V. E. 2011, Realnaja ustanovka i «chistoje» (biezustanowochnoje) znanije (Iz rukopisnogo nasledija) / pod red. V. I. Povilajtisa [Actual installation and „cleanˮ (without mounting) knowledge (From the manuscript heritage) / ed. V. I. Povilaytis] // Kantovskij sbornik [Kants collection]. № 1, p. 88—97. 14. Sezeman V. E. 2012, Problema idealizma v filosofii. Pier. V. N. Belova [The prob¬lem of idealism in philosophy. Trans. V. N. Belov] // Voprosy filosofii [Problems of philoso¬phy]. № 4, p. 127—134. 15. Sezeman-Kovno V. 2006, K problemie chistogo znanija. Pier. V. N. Belova [On the problem of pure knowledge. Trans. V. N. Belov] // Logos [Logos]. № 6, p. 119—162. 16. Frank S. L. 1995, Predmiet znanija. Ob osnovah i predelah otvlechennogo znanija [The subject knowledge. On the principles and the limits of abstract knowledge] // Frank S. L. Predmiet znanija. Dusha cheloveka [Frank S. L. The subject knowledge. The soul of man]. SPb, p. 7—515. 17. Jakovenko B. 1912—1913, Ob immanientnom transcendentizmie, transcen¬dent¬nom immanentizmie i dualizmie voobshche. Vtoroje, bolschoje specialnoje vvedenije v trans-cendentalizm [About immanent transcendentalism, transcendental im¬manentism and dualism altogether. The second, more special introduction to the tran¬scendentalism] // Logos [Logos]. № 1—2, p. 99—182. 18. Jakovenko B. V. 2003, Istorija russkoj filosofii / pod red. Ju. N. Soloduhinoj [The history of Russian philosophy / ed. J. N. Solodukhina]. Мoscow. 19. Aster E. von 1935, Die Philosophie der Gegenwart. Leiden. 20. Augustyn L. 2003, Myslenie z wnetrza objawienia. Studium filozofii Siemiona L. Franka [The reflection from within the revelation. The study in philosophy of Semyon L. Frank]. Cracow. 21. Botz-Bornstein Th. 2002, Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Formalism and the Question of Being // Slavic and East European Journal. № 3. p. 511—549. 22. Cohen H. 1871, Kants Theorie der Erfahrung. Berlin. 23. Cohen H. 1877, Kants Begründung der Ethik. Berlin. 24. Cohen H. 1900, Liebe und Gerechtigkeit in den Begriffen Gott und Mensch. Berlin. 25. Cohen H. 1902, System der Philosophie. T. 1: Logik der reinen Erkenntniss. Berlin. 26. Cohen H. 1919, Religion der Vernunft aus der Quellen des Judentums. Leipzig. 27. Czardybon B. 2013, Filozofia Nicolaia Hartmanna a filozofia rosyjska — wybrane analogie [The philosophy of Nicolai Hartmann and the Russian philosophy — selected analogies] // Studia nad filozofia Nicolaia Hartmanna (z bibliografia polskich przekładow i op¬ra-co¬wan po roku 1945) / pod red. L. Kopciucha [The studies of the philosophy of Nicolai Hartmann (with Polish translations and elaborations after 1945) / ed. L. Kopciuch]. Lublin, p. 235—252. 28. Czardybon B. 2014, Sezeman Wasyl [Sesemann Vasily] // Idiei w Rossii — Idee w Rosji — Ideas in Russia. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski. Т. 8 / pod red. J. Dobieszewskiego [Ideas in Russia. Russian-Polish-English lexicon, vol. 8 / ed. J. Dobieszewski]. Lodz, p. 380—384. 29. Frank S. L. 2008, Pierwsze okreslenie i istota intuicji. Pier. B. Czardybon [The first qualification and the nature of intuition. Trans. B. Czardybon] // Logos i Ethos [Logos and Ethos]. № 2, p. 165—183. 30. Galewicz W. 1987, N. Hartmann [N. Hartmann]. Warsaw. 31. Gonec W. 1999, Sezeman Wasyl. Pier. S. Grzybowskiеgо [Sesemann Vasily. Trans. S. Grzybowski] // Idiei w Rossii — Idee w Rosji — Ideas in Russia. Leksykon rosyjsko-polsko-an-gielski. T. 1 / pod red. А. de Lazari [Ideas in Russia. Russian-Polish-English lexicon, vol. 1 / ed. A. de Lazari]. Warsaw, p. 357—359. 32. Hanuszkiewicz W. 2011, Filozofia Hermanna Cohena w perspektywie sporu o jednosc metody transcendentalnej [Hermann Cohen’s philosophy in the perspective on the dispute about the unity of the transcendental method]. Warsaw. 33. Hartmann N. 2007, Zarys metafizyki poznania. Pier. E. Drzazgowskiej, P. Piszczatow-skie¬go [Outlines of a metaphysics of knowledge. Trans. E. Drzazgowska, P. Piszczatowski]. Warsaw. 34. Kaminski S. 1993, Wspolczesne metody metafizyki [The methods of contemporary me¬taphysics] // Filozofia i metoda. Studia z dziejow metod filozofowania / pod red. J. Herbuta [Phi¬losophy and method. Studies on the history of methods of philosophizing / ed. J. Herbut]. Lub-lin, p. 123—132. 35. Kubalica T. 2013, Wiedza w neokantyzmie [Knowledge at neo-Kantianism] // Wied¬za / pod red. D. Leszczynskiego // Studia Systematica [Knowledge / ed. D. Leszczynski // Studia Systematica]. № 3, p. 89—107. 36. Musiol A. 2011, Ernst Cassirer neokantysta? Między formą symboliczna jako istota kultury a filozofia Immanuela Kanta [Ernst Cassirer — neo-Kantian philosopher? Between the symbolical form as the essence of culture and Immanuel Kant’ philosophy] // Filozofia Kanta i jej recepcja / pod red. D. Bebena, A. J. Norasa [Kant’s philosophy and its reception / ed. D. Be¬ben, A. J. Noras]. Katowice, p. 199—215. 37. Natorp P. 1910, Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig — Ber-lin. 38. Natorp P. 2011, Kant a szkoła marburska. Pier. A. J. Norasa [Kant and the Marburg school. Trans. A. J. Noras] // Neokantyzm badenski i marburski. Antologia tekstow / pod red. A. J. Norasa, T. Kubalicy [Baden and Marburg neo-Kantianism. Anthology of texts]. Katowice, p. 241—266. 39. Noras A. J. 2004, Postneokantyzm wobec Kanta [Post-neo-kantianism regarding Kant] // Idea. Studia nad Struktura i Rozwojem Pojec Filozoficznych [Idea. Studies on the struc-ture and development of philosophical concepts]. № 16, p. 79—88. 40. Noras A. J. 2005, Historia filozofii — nauka niepotrzebna? [History of philosophy — science unnecessary] // Filozofia i czas przeszly. Profesorowi Czeslawowi Glombikowi w 70. rocznice urodzin / pod red. B. Szotek, A. J. Norasa [Philosophy and the past tense. To Professor Czes¬law Glombk at his 70. anniversary of the birth]. Katowice, 2005, p. 97—108. 41. Noras A. J. 2005 (б), Kant a neokantyzm badenski i marburski [Kant and Baden and Marburg neo-Kantianism]. Katowice. 2nd Edition. 42. Noras A. J. 2012, Historia neokantyzmu [The history of neo-Kantianism]. Katowice. 43. Pietras A. 2011, Nicolai Hartmann as a post-neo-Kantian // The philosophy of Nico-lai Hartmann / pod red. R. Poli, C. Scognamiglio, F. Tremblay [The philosophy of Nicolai Hart-mann / eds. R. Poli, C. Scognamiglio, F. Tremblay]. Berlin, p. 237—251. 44. Pietras A. 2012 (a), Karla Jaspersa postneokantowski projekt metafizyki [Karl Jaspers’s post-neo-kantian project of the metaphysics] // Kwartalnik Filozoficzny [Philoso-phical Quarterly]. № 4, p. 25—40. 45. Pietras A. 2012 (б), W strone ontologii. Nicolaia Hartmanna i Martina Heideggera post-neokantowskie projekty filozofii [Towards ontology. Nicolai Hartmann and Martin Heidegger’s post-neo-Kantians projects of philosophy]. Krakow. 46. Pietras A. 2013, Nicolaia Hartmanna projekt syntezy dyskursu i intuicji [Nicolai Hartman’s project of the synthesis of discourse and intuition] // Przeglad Filozoficzny. Nowa Seria [Philosophical Review. New Series]. № 1, p. 335—350. 47. Poma A. 1988, La Filosofia Critica di Hermann Cohen. Milano.; Poma A. 1997, The Critical Philosophy of Hermann Cohen. Pier. J. Denton. Albany. 48. Postneokantyzm — ontologizm / pod red. B. Czardybon, L. Augustyna, M. Bo-huna [Post-neo-Kantianism / eds. B. Czardybon, L. Augustyn, M. Bohun] // Estetyka i Kry¬tyka [Aesthetics and Criticism]. № 26. 49. Skarga B. 1976, Trzy typy neokantyzmu we Francji [Three types of neo-Kan¬tianism at France] // Dziedzictwo Kanta. Materialy z sesji kantowskiej / pod red. J. Ga¬rewicza [Heritage of Kant. Materials from the Kantian session / ed. J. Garewicz]. Warszawa, p. 245—261. 50. Wundt M. 1924, Kant als Metaphysiker. Ein Beitrag zur Geschichte der Deutschen Phi-losophie im 18. Jahrhundert. Stuttgart.