Кантовский сборник

2015 Выпуск №2(52)

Назад к списку Скачать статью

Учение о постулатах в «Лекциях Канта о философском учении о религии»

DOI
10.5922/0207-6918-2015-2-3
Страницы / Pages
49-61

Аннотация

«Лекции о философском учении о религии Пёлица» представляют собой один из четырех сохранившихся манускриптов лекций Канта по рациональной теологии. Данный текст состоит из введения, двух частей и приложения. Во введении дается краткий обзор базовых вопросов и проблем рациональной теологии, в частности: понятие теологии, виды естественной теологии, идея высшего существа, возможные виды доказательств бытия Бога и их недостатки и т. д. Первая часть называется «Трансцендентальная теология» и не представляет особого интереса с исследовательской точки зрения, так как здесь Кант в основном следует компендиумам того времени (прежде всего, «Метафизике» Баумгартена). Вторая часть носит название «Моральная теология». Она представляет наибольший исследовательский интерес, так как здесь Кант в значительной степени отходит от компендиумов и высказывает свои собственные взгляды по излагаемым вопросам. Данный манускрипт датируется зимним семестром 1783/84 года, то есть как раз между первым изданием «Критики чистого разума» и «Критикой практического разума», а также незадолго до выхода в свет «Основоположения к метафизике нравов». Этот факт делает лекции особенно важными для изучения процесса формирования и развития основных идей кантовской философии. Являясь неким промежуточным вариантом между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума», лекции предоставляют нам ряд важных пояснений, которые помогают лучше понять как первую, так и вторую «Критику». Прежде всего, это касается постулатов бытия Бога и бессмертия души и их роли в этической системе Канта.

Abstract

“Lectures on Poelitz’s philosophical theory of religion” are one of the four surviving manuscripts of Kant’s lectures on rational theology. The Lectures include an introduction, two parts, and an appendix. The introduction contains an overview of the basic questions and problems of rational theology, namely: the concept of theology, arts of natural theology, the idea of highest essence, possible types of arguments for the existent of God and their limitations etc. The first part is called “Transcendental theology”. It is of limited research interest, since it largely follows contemporary textbooks (first of all, Baumgarten’s Metaphysics). The second part “Moral Theology” is of considerable research interest, since it departs from the textbook material and presents Kant’s own ideas on the subject. This manuscript is dated winter semester 1783/84, i. e. the period between the first edition of the Critique of Pure Reason and the Critique of Practical Reason, and shortly before the publication of Groundwork of the Metaphysic of Morals. Thus, these lectures are of special important for studying the process of development of the key ideas of Kant’s philosophy. Being an interim variant between The Critique of Pure Reason and Critique of Practical Reasons, these lectures contain a number of explanations contributing to a better understanding of both Critiques. In particular, this holds true for the postulates of the existence of god and immortality of the soul and their role on Kant’s ethical system.

Список литературы

1.    Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. : в 8 т. М., 1994а. Т. 4.
2.    Кант И. Критика способности суждения // Там же. 1994б. Т. 5.
3.    Кант И. Критика чистого разума. М., 1994в.
4.    Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
5.    Albrecht M. Kants Antinomie der praktischen Vernunft. Hildesheim, 1978.
6.    Baumgarten A. G. Metaphysica. Halle, 1757.
7.    Beck L. W. A Commentary on Kant's Critique of Practical Reason. Chicago, 1960.
8.    Beyer K. Vorwort // Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre / Hrsg. von K. Beyer. Halle, 1937.
9.    Dieringer V. Kants Lösung des Theodizeeproblems. Eine Rekonstruktion. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2009.
10.    Düsing Kl. Das Problem des höchsten Gutes // Kant-Studien. 1971. Bd. 62.
11.    Eberhard I. A. Vorbereitung zur natürlichen Theologie. Halle, 1781.
12.    Förster E. Die Wandlungen in Kants Gotteslehre // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1998. Bd. 3 (52).
13.    Guttmann J. Kants Gottesbegriff in seiner positiven Entwicklung. Würzburg, 1959.
14.    Guyer P. In praktischer Absicht: Kants Begriff der Postulate der reinen praktischen Vernunft // Philosophisches Jahrbuch. 1997. Bd. 104.
15.    Hägerström A. Kants Ethik im Verhältnis zu seinen erkenntnistheoretischen Grundgedanken systematisch dargestellt. Upsala, 1902.
16.    Immanuel Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre // Hrsg. von K. H. L. Pölitz. Leipzig, 1830.
17.    Kant I. Vorlesung zur Moralphilosophie / Hrsg. von W. Stark. Berlin ; New York, 2004.
18.    Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre / Hrsg. von K. Beyer. Halle, 1937.
19.    Kühn M. Einleitung // Immanuel Kant. Vorlesung zur Moralphilosophie / Hrsg. von W. Stark. Berlin ; New York, 2004.
20.    Sala G. Kants „Kritik der praktischen Vernunft“: ein Kommentar. Darmstadt, 2004.
21.    Schulze G. E. Einige Bemerkungen über Kants philosophische Religionslehre. Kiel, 1795.
22.    Schwaiger Cl. Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1999.
23.    Wimmer R. Kants kritische Religionsphilosophie. Berlin ; New York, 1990.
24.    Zobrist M. Kants Lehre vom höchsten Gut und die Frage moralischer Motivation // Kant-Studien. 2008. Bd. 99.

Reference

1. Kant, I. 1994a, Kritika prakticheskogo razuma [Critique of practical reason], in: Kant I. Sobr. soch. w 8 t., Moscow, T. 4. 2. Kant, I. 1994b, Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of Judgment], in: Kant I. Sobr. soch. w 8 t., Moscow, T. 5., 414 p. 3. Kant, I. 1994c, Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason], Moscow. 4. Kant, I. 2000, Lekcii po etikie [Lectures on ethic], in: Lekcii po etikie, translated by A. K. Sudakov, Moscow. 5. Albrecht, M 1978, Kants Antinomie der praktischen Vernunft, Hildesheim. 6. Baumgarten, A. G. 1757, Metaphysica, Halle. 7. Beck, L. W. 1960, A Commentary on Kant's Critique of Practical Reason, Chicago. 8. Beyer, K. 1937, Vorwort, in: Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre, hrsg. von K. Beyer, Halle. 9. Dieringer, V. 2009, Kants Lösung des Theodizeeproblems. Eine Rekonstruktion, Stutt¬gart-Bad Cannstatt. 10. Düsing, Kl. 1971, Das Problem des höchsten Gutes, in: Kant-Studien, Bd. 62, S. 5—42. 11. Eberhard, I. A. 1781, Vorbereitung zur natürlichen Theologie, Halle. 12. Förster, E. 1998, Die Wandlungen in Kants Gotteslehre, in: Zeitschrift für philosophische Forschung, Bd. 3 (52), S. 341—363. 13. Guttmann, J. 1959, Kants Gottesbegriff in seiner positiven Entwicklung, Würzburg. 14. Guyer, P. 1997, In praktischer Absicht: Kants Begriff der Postulate der reinen prakti¬schen Vernunft, in: Philosophisches Jahrbuch, Bd. 104, S. 1—18. 15. Hägerström, A. 1902, Kants Ethik im Verhältnis zu seinen erkenntnistheoretischen Grund¬gedanken systematisch dargestellt, Upsala. 16. Kant, I. 1830, Immanuel Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre, hrsg. von K. H. L. Pölitz, Leipzig. 17. Kant, I. 2004, Vorlesung zur Moralphilosophie, hrsg. von W. Stark, Berlin ; New York. 18. Kant, I. 1937, Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre, hrsg. von K. Beyer. Halle. 19. Kühn, M. 2004, Einleitung, in: Immanuel Kant. Vorlesung zur Moralphilosophie, hrsg. von W. Stark. Berlin ; New York. 20. Sala, G. 2004, Kants „Kritik der praktischen Vernunft“: ein Kommentar, Darmstadt. 21. Schulze, G. E. 1795, Einige Bemerkungen über Kants philosophische Religionslehre, Kiel. 22. Schwaiger, Cl. 1999, Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785, Stuttgart-Bad Cannstatt. 23. Wimmer, R. 1990, Kants kritische Religionsphilosophie, Berlin ; New York. 24. Zobrist, M. 2008, Kants Lehre vom höchsten Gut und die Frage moralischer Motivation, in: Kant-Studien, Bd. 99, S. 285—311.