Кантовский сборник

2015 Выпуск №2(52)

Назад к списку Скачать статью

Триединый союз: семейное право Фихте на фоне кантовской практической философии (I)

DOI
10.5922/0207-6918-2015-2-2
Страницы / Pages
32-48

Аннотация

На материале недавно впервые опубликован¬ной на русском языке книги «Основы естественного права» Фихте анализируются логика и основные положения теории семейного права Фихте. Первая часть исследования посвящена этико-метафизической «дедукции брака», представляющей семейный союз как природно-нравственное сообщество полов, лишь затем оформляемое принципом права. Взгляд Фихте рассматривается в сравнении с позициями теории семейного права Канта, дополненными кантовскими идеями об этике и метафизике пола и любви, и учением об этом предмете Шопенгауэра, которое можно считать натуралистической профанацией метафизики любви Фихте. В нравственном характере женщины, по Фихте, влечение пола изначально принимает форму жертвенной любви; но только мужчина способен сознаться себе во всем, что есть в нем, и отказаться, в силу прирожденного великодушия, от притязаний на неограниченное господство. В соединении этих характеров, по мнению Фихте, заложен единственно действенный стимул к нравственному воспитанию и возвышению обеих сторон.

Abstract

Based on Fichte’s Foundations of Natural Right, recently published in Russian for the first time, this article investigates the logic and basic statements of Fichte’s theory on family law. The first part of the study is dedicated to Fichte’s ethical and metaphysical “deduction of marriage”, which views the family union as a natural-and-moral community of sexes, which only subsequently assumes a legal form through the principle of law. Fichte’s viewpoint is juxtaposed with Kant’s concept of family law complemented by Kant’s ideas on the metaphysics and ethics of gender and love, as well as Schopenhauer’s doctrine, which can be seen as a naturalistic profanation of Fichtean metaphysics of love. According to Fichte, sexual appeal takes on the shape of a self-sacrificing impulse of love in the soul and in the moral character of a woman; yet, only a man is capable of becoming aware of everything that is morally present in himself and of renouncing, out of his inborn magnanimity, all claims to unlimited dominance. It is the combination of both characters that, according to Fichte, provides the only effective incitement to moral education and exaltation of both parties in a family union.

Список литературы

1.    Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 349—588.
2.    Кант И. Метафизические начала учения о праве // Там же. 1965. Т. 4, ч. 2. C.107—302.
3.    Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Там же. 1964. Т. 2. С.125—183.
4.    Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. : в 4 т. М., 1997. С. 39—275.
5.    Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни, или также учение о религии // Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни. М., 1997. С. 7—167.
6.    Фихте И. Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М.,  2014.

Reference

1. Kant, I, 1966. Antropologiya s pragmaticheskoy tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View] In: Kant, I. Soch. v 6 t. Vol. 6. Moscow, p. 349—588. 2. Kant, I, 1965. Metafisicheskiye nachala ucheniya o prave [Metaphysical Elements of Justice] In: Kant, I. Soch. v 6 t. Vol. 4. Part 2, Moscow, p. 107—302. 3. Kant, I, 1964. Nabliudeniya nad chuvstvom prekrasnogo I vozvyshennogo [Observations on the Feeling of the Beautiful and Sublime] In: Kant, I. Soch. v 6 t. Vol. 2, Moscow, p. 125—183. 4. Kant, I., 1997. Osnovopolozheniye k metafisike nravov [Groundwork for the Meta¬phy¬sics of Morals] In: Kant, I. Soch. v 4 t. na nem. i rus. Yazykach, Moscow, p. 39—275. 5. Fichte, J. G., 1997. Nastavleniye k blazhennoy zhisni, ili takzhe ucheniye o religii [The way towards the Blessed Life, or also the Doctrine of Religion] In: Fichte, J. G. Nastavleniye k blazhennoy zhisni, Moscow, p. 7—167. 6. Fichte, J. G., 2014. Osnova jestestvennogo prava soglasno prinzipam naukoucheniya [Foundations of Natural Right according to the Principles of the Science of Knowledge], Moscow.