Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Особенности психологической помощи в социальной сети Instagram

Страницы / Pages
103-114

Аннотация

Исследование посвящено выявлению специфики профессиональной и непрофессиональной психологической помощи, осуществляемой в Instagram. Контент-анализу было подвергнуто содержание аккаунтов 50 блогеров (25 профессиональных психологов и 25 парапсихологов), ве­дущих каждодневную работу в Instagram и имеющих от 19 тыс. до 2,5 млн подписчиков. Определены и качественно проанализированы сле­ду­ющие виды психологической помощи: психологическое информирова­ние, индивидуальные консультации и групповые тренинги в режиме он­лайн, а также обратная связь, осуществляемая в аккаунтах испытуе­мых обе­их групп. При оценке различий в показателях названных групп исполь­зовался U-критерий Манна — Уитни. Определены достоверные разли­чия в качестве и масштабах оказания психологической помощи профес­сиональными психологами и парапсихологами. Представлены сильные и слабые стороны реализуемой психологической помощи. От­мечается, что при организации психологической помощи в Instagram наибольшее распространение получили следующие методы психотера­пии и психо­логического консультирования: когнитивно-поведенческая психотера­пия, телесно-ориентированная терапия, гештальттерапия, НЛП, се­мейная системная терапия, арт-терапия. Некоторые психоло­ги прак­тикуют отдельные техники гипноза, треть психологов вклю­чают в работу эзотерическую рамку. Больший интерес у пользователей сети Instagram достоверно зафиксирован к работе профессиональных психо­логов, нежели парапсихологов. Полученные результаты подтвер­ждают огромный спрос на психологические знания и констатируют актуаль­ность реализации корректной и корректирующей психологиче­ской по­мощи в интернет-сети.

Abstract

The research is devoted to identifying the specifics of professional and non-professional psychological assistance provided in Instagram. The authors carried out content analysis of the accounts of 50 bloggers, 25 of whom are professional psychologists and 25 parapsychologists working on the Instagram every day. Each blogger has from 19,000 to 2,500,000 subscribers. The study identified and qualitatively analyzed certain types of psychological assistance: psychological information, individual consultations and online group train­ings, feedback is provided in the accounts of both groups. The Mann-Whitney U-test was used to assess differences in the indicators of these groups. The quality and scale of psychological care provided by professional psychologists and parapsychologists differed significantly. The research considered strengths and weaknesses of the implemented psychological assistance. It is noted that when organizing psychological assistance in Instagram, the follow­ing methods of psychotherapy and psychological counseling are most widely used: cognitive behavioral psychotherapy, body-oriented therapy, Gestalt ther­apy, NLP, family system therapy, art therapy, some psychologists practice certain hypnosis techniques, a third of psychologists include an esoteric framework in their work. Instagram users are more interested in the work of professional psychologists than parapsy­chologists. The results confirm the huge demand for psychological knowledge and confirm the urgency of the cor­rect and corrective psychological support in the Internet.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Практическая психология М., 2018.

2.Воробьева А. Е., Скипор С. И. Психолог в социальных сетях: этика, безопас­ность и приемлемость // Экопсихологические исследования — 6: экология дет­ства и психология устойчивого развития. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psiholog-v-sotsialnyh-setyah-etika-bezopasnost-i-priemlemost (дата об­ращения: 15.08.2020).

3. Гартфельдер Д. В. Дистанционная психологическая помощь: обзор совре­менных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. Т. 12, № 3. С. 77—96.

4. Донцов А. И., Донцов Д. А., Донцова М. В. История и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети Интернет// Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : матер. межведомственной науч.-практ. конф. М., 2011. С. 14—34.

5. Иванов В. Г., Николаев Е. Л. К вопросу о психологическом консультирова­нии в сети Интернет // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 326—332.

6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. СПб., 2002.

7. Куликова А. В. Особенности интернет-коммуникаций // Вестник Нижего­родского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2012. № 4. С. 19—24.

8. Меновщиков В. Ю. Интернет-консультирование и психотерапия: совре­менное состояние проблемы // Интернет-консультирование и психотерапия в России. 2013. № 1. С. 6—15.

9. Меновщиков В. Ю. Консультирование и психотерапия в Интернете: «за» и «против» // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 3. С. 102—108.

10. Отчетный доклад о деятельности комитета направлений и методов (мо­дальностей) психотерапии ОППЛ (2018—2019 годы) XXI съезду общероссий­ской профессиональной психотерапевтической лиги и общему собранию национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов» // Профессиональ­ная психотерапевтическая газета. 2019. № 9 (202). С. 8—9. URL: https://oppl.ru/ up/files/ppg/2019_9.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

11. Полянский А. И., Быковская Л. И. Актуальность психологической помощи в сети Интернет // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного обра­зования в контексте технологических и социокультурных изменений : сб. науч. тр. / под общ. ред. И. М. Ильинского. М., 2019. С. 368—374.

12. Чумакова В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 451—453.

13. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посред­ством Internet // Флогистон : [сайт]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ shevchenko (дата обращения: 15.08.2020).

14. Hadjistavropoulos H. D., Alberts N., Nugent M., Marchildon G. Improving access to psychological services through therapist-assisted, Internet-delivered cognitive be­haviour therapy // Canadian Psychology. 2014. Vol. 55. P. 303—311.

15. Frost M., Casey L., Rando N. Self-injury, help-seeking, and the Internet: In­forming online service provision for young people // Crisis: The Journal of Crisis In­tervention and Suicide Prevention. 2016. Vol. 37 (1). P. 68—76.

16. Owens V. A. M., Hadjistavropoulos H. D., Schneider L. H. et al. Transdiagnostic, Internet-delivered cognitive behavior therapy for depression and anxiety: Exploring impact on health anxiety // Internet Interventions. 2019. Vol. 15. P. 60—66.