Особенности психологической помощи в социальной сети Instagram
- Страницы / Pages
- 103-114
Аннотация
Исследование посвящено выявлению специфики профессиональной и непрофессиональной психологической помощи, осуществляемой в Instagram. Контент-анализу было подвергнуто содержание аккаунтов 50 блогеров (25 профессиональных психологов и 25 парапсихологов), ведущих каждодневную работу в Instagram и имеющих от 19 тыс. до 2,5 млн подписчиков. Определены и качественно проанализированы следующие виды психологической помощи: психологическое информирование, индивидуальные консультации и групповые тренинги в режиме онлайн, а также обратная связь, осуществляемая в аккаунтах испытуемых обеих групп. При оценке различий в показателях названных групп использовался U-критерий Манна — Уитни. Определены достоверные различия в качестве и масштабах оказания психологической помощи профессиональными психологами и парапсихологами. Представлены сильные и слабые стороны реализуемой психологической помощи. Отмечается, что при организации психологической помощи в Instagram наибольшее распространение получили следующие методы психотерапии и психологического консультирования: когнитивно-поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, гештальттерапия, НЛП, семейная системная терапия, арт-терапия. Некоторые психологи практикуют отдельные техники гипноза, треть психологов включают в работу эзотерическую рамку. Больший интерес у пользователей сети Instagram достоверно зафиксирован к работе профессиональных психологов, нежели парапсихологов. Полученные результаты подтверждают огромный спрос на психологические знания и констатируют актуальность реализации корректной и корректирующей психологической помощи в интернет-сети.
Abstract
The research is devoted to identifying the specifics of professional and non-professional psychological assistance provided in Instagram. The authors carried out content analysis of the accounts of 50 bloggers, 25 of whom are professional psychologists and 25 parapsychologists working on the Instagram every day. Each blogger has from 19,000 to 2,500,000 subscribers. The study identified and qualitatively analyzed certain types of psychological assistance: psychological information, individual consultations and online group trainings, feedback is provided in the accounts of both groups. The Mann-Whitney U-test was used to assess differences in the indicators of these groups. The quality and scale of psychological care provided by professional psychologists and parapsychologists differed significantly. The research considered strengths and weaknesses of the implemented psychological assistance. It is noted that when organizing psychological assistance in Instagram, the following methods of psychotherapy and psychological counseling are most widely used: cognitive behavioral psychotherapy, body-oriented therapy, Gestalt therapy, NLP, family system therapy, art therapy, some psychologists practice certain hypnosis techniques, a third of psychologists include an esoteric framework in their work. Instagram users are more interested in the work of professional psychologists than parapsychologists. The results confirm the huge demand for psychological knowledge and confirm the urgency of the correct and corrective psychological support in the Internet.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Практическая психология М., 2018.
2.Воробьева А. Е., Скипор С. И. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psiholog-v-sotsialnyh-setyah-etika-bezopasnost-i-priemlemost (дата обращения: 15.08.2020).
3. Гартфельдер Д. В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. Т. 12, № 3. С. 77—96.
4. Донцов А. И., Донцов Д. А., Донцова М. В. История и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети Интернет// Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : матер. межведомственной науч.-практ. конф. М., 2011. С. 14—34.
5. Иванов В. Г., Николаев Е. Л. К вопросу о психологическом консультировании в сети Интернет // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 326—332.
6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. СПб., 2002.
7. Куликова А. В. Особенности интернет-коммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2012. № 4. С. 19—24.
8. Меновщиков В. Ю. Интернет-консультирование и психотерапия: современное состояние проблемы // Интернет-консультирование и психотерапия в России. 2013. № 1. С. 6—15.
9. Меновщиков В. Ю. Консультирование и психотерапия в Интернете: «за» и «против» // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 3. С. 102—108.
10. Отчетный доклад о деятельности комитета направлений и методов (модальностей) психотерапии ОППЛ (2018—2019 годы) XXI съезду общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и общему собранию национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов» // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2019. № 9 (202). С. 8—9. URL: https://oppl.ru/ up/files/ppg/2019_9.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
11. Полянский А. И., Быковская Л. И. Актуальность психологической помощи в сети Интернет // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : сб. науч. тр. / под общ. ред. И. М. Ильинского. М., 2019. С. 368—374.
12. Чумакова В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 451—453.
13. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet // Флогистон : [сайт]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ shevchenko (дата обращения: 15.08.2020).
14. Hadjistavropoulos H. D., Alberts N., Nugent M., Marchildon G. Improving access to psychological services through therapist-assisted, Internet-delivered cognitive behaviour therapy // Canadian Psychology. 2014. Vol. 55. P. 303—311.
15. Frost M., Casey L., Rando N. Self-injury, help-seeking, and the Internet: Informing online service provision for young people // Crisis: The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention. 2016. Vol. 37 (1). P. 68—76.
16. Owens V. A. M., Hadjistavropoulos H. D., Schneider L. H. et al. Transdiagnostic, Internet-delivered cognitive behavior therapy for depression and anxiety: Exploring impact on health anxiety // Internet Interventions. 2019. Vol. 15. P. 60—66.