Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

К вопросу о рейтинговой оценке младших школьников в условиях инклюзивного обучения

Страницы / Pages
95-102

Аннотация

Федеральные государственные стандарты для обучающихся, име­ющих особые образовательные потребности, закрепили в качестве одно­го из важнейших постулатов дифференцированный подход к разработке адаптированных образовательных программ. Адаптация программ предполагает их своеобразное выстраивание и формирование в их рам­ках особой системы оценки с учетом особенностей протекания мысли­тельных операций, восприятия, памяти, развития речевых функций, темпа учебной деятельности, а также специфичных образовательных возможностей каждого конкретного ребенка. В статье рассмотрен по­тенциал применения рейтинговой оценки на уроках и во внеурочной де­ятельности в начальных классах для школьников, имеющих глубокие нарушения зрения и обучающихся по адаптированным программам. В результате сделано заключение о необходимости разработать систе­му условий в составе модели рейтинговой оценки процесса освоения адап­тированных программ для учащихся с нарушениями зрения начи­ная с первого года обучения.

Abstract

Federal standards, developed for students with special educational needs, have secured a differentiated approach as one of the most important postulates. In practice, when assessing the educational results of students with disabili­ties, teachers are faced with many problematic situations. Adaptation of such programs involves certain alignment, and a special evaluation system, which considers the specifics of the mental operations, perception, memory, develop­ment of speech functions, the pace of educational activity, as well as the specif­ic educational capacities of each specific child. The article focuses on the poten­tial use of rating in lessons and in extracurricular activities in primary-school classes, where students with severe visual impairments are taught in adapted programs. The study concludes it is necessary to develop a system of condi­tions as part of a rating model for the development of adapted programs for students with visual impairments starting from the first year of study.

Список литературы

1. Аверкин В. Н., Зайченко О. М. Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход // Народное образование. 2013. № 4. С. 89—94.

2. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. C. 121—132.

3. Бардасова И. В., Ильина И. Ю. К постановке проблемы изучения эмоцио­нально-волевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. Пермь, 2016. С. 86—90.

4. Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса как про­блема педагогической науки // Педагогика и психология современного обра­зования: теория и практика : матер. 73-й науч.-практ. конф. Ярославль, 2019. Ч. 3. С. 75—81.

5. Викторова О. Е. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 428—431.

6. Голенко Н. В., Анисимова Т. С. Педагогические условия формирования по­знавательной самооценки у младших школьников // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : матер. региональной науч.-практ. конф. Киров, 2018. С. 27—30.

7. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. Калининград, 2000.

8. Гуружапов В. А. К проблеме оценки метапредметной компетентности ис­пытуемых // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Т. 4, № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50747.shtml (дата обращения: 30.04.2020).

9. Денискина В. З., Комова Н. С. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 7. С. 8—19.

10. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зре­ния // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6. С. 4—14.

11. Зволейко Е. В. Промежуточная оценка метапредметных результатов обу­чения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР // Образование и воспитание. 2015. № 4. С. 71—75.

12. Наумов А. А., Ворошнина О. Р., Аюпова Е. Е. и др. Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 170—172.

13. Каракулова Е. В. Организация логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи с учетом индивидуально-типологических осо­бенностей дошкольников с функциональными нарушениями зрения // Спе­циальное образование. 2016. № 4. С. 16—17.

14. Кривобороденко О. Д., Харланова Г. А., Котова Н. В. Оценка достижений обучающихся // Специалист. 2016. № 3/4. С. 21—24.

15. Крючкова Т. А. Рейтинговая система оценивания обучающихся в началь­ной школе // Вестник Шадринского государственного педагогического уни­верситета. 2019. № 1 (41). С. 41—45.

16. Короткевич О. В., Кулаченко М. П. Психолого-педагогические подходы к рассмотрению взаимосвязи школьной тревожности и самооценки младших школьников // Проблемы личности в современном мире : сб. науч. тр. по ито­гам междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2017. С. 210—212.

17. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Ма­лофеева. М., 2019.

18. Ларина А. Б. Закономерности и принципы формирования познаватель­ной самооценки младшего школьника // Вестник Балтийского федерального уни­верситета им. И. Канта. 2011. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. С. 138—143.

19. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы фор­мирования и оценки математической грамотности // Отечественная и за­рубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 58—79.

20. Маряшина И. В. Модель балльно-рейтинговой системы контроля и оцен­ки образовательных результатов по физике в средней школе // Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения компетент­ностного подхода. Казань, 2016. С. 39—45.

21. Нежнов П. Г. Психологические проблемы оценки образовательных ре­зультатов // Развитие теории и практики учебной деятельности: науч­ная шко­ла В. В. Давыдова. Волгоград, 2016. С. 164—171.

22. Молдованова Е. А., Рожкова В. И., Шахматов В. М., Янущик О. В. Опыт ис­пользования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний // Современ­ные наукоемкие технологии. 2016. № 5-3. С. 585—589.

23. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий. М., 2013.

24. Об утверждении федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья [Электрон. ресурс] : приказ Министерства обра­зования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

25. Перевозный А. В. Дифференциация школьного образования: психологи­ческие основания и педагогические предпосылки реализации // Личность в современном обществе: образование, развитие, самореализация : матер. между­нар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук, профессора А. И. Крупнова. М., 2019. С. 217—224.

26. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 30.04.2020).

27. Ремезова Л. А., Ковалева Т. А. Индивидуализация образовательного про­цесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 99—107.

28. Селиванова О. Г., Гасникова Н. В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 119—129.

29. Скрябина Н. В. Психологическая готовность к школе детей с нарушени­ем зрения // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : ма­тер. Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов с междунар. участием. М., 2019. С. 95—101.

30. Суворов А. В. Проблема внутренней и внешней личностной инклюзии (на примере Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих) // Психоло­гическая наука и образование. 2013. № 3. С. 99—103.

31. Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 30.04.2020).

32. Шамарина Е. В. Особенности выполнения учебных заданий первокласс­ни­ками с задержкой психического развития на основе дифференциации де­тей // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Сто­летовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2016. № 26 (45). С. 151—157.

33. Шишмарева С. Л. Система оценки качества планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования // Прак­тика административной работы в школе. 2016. № 6 (117). С. 3—15.

34. Чудинова Е. В., Санина С. П. Экспресс-диагностика основных метапред­метных образовательных ре­зультатов в начальной и основной школе. М., 2016.