Речевое воплощение категории авторства в современной сербской публицистике
- Страницы / Pages
- 80-87
Аннотация
Рассмотрена специфика речевой репрезентации категории авторства в текстах современных сербских публицистов на темы внешней и внутренней политики Сербии, актуализированные предвыборной гонкой и результатами президентских выборов 2017 г. Цель исследования — выявить аспекты модернизации категории авторства в публицистическом тексте. В эмпирическую базу исследования вошли тексты, опубликованные в ключевых качественных периодических изданиях Сербии — старейших белградских газетах «Политика» и «Вечерње новости», а также в общественно-политическом издании «Данас» (Сегодня), в журналах «Vreme» (Время) и «Nedeljnik» (Еженедельник). Лингвистический анализ материала позволяет говорить о своеобразии практики создания потенциальных агрессивных установок, судить о специфике использования речевых средств выражения агрессии и репрезентации объектов этой агрессии. Установлена связь между спецификой репрезентации категории авторства в сербской публицистике и современным психологическим состоянием нации, с особенностями национальной ментальности, в значительной степени определяющими субъектные черты публициста, выступающего с позиций автора-гражданина.
Abstract
The article reveals the specificity of the speech representation of the author’s category in the texts of contemporary Serbian publicists, devoted to the most acute and topical events in the life of Serbia’s domestic policy, in particular to the events of the election race and the results of the presidential elections in 2017. Particular attention is drawn to the ways of representing this category through the aggression in the authors’ speech. The purpose of the study is to determine the vector of modernization of the authorship category in Serbian journalism, due to the prevailing public mood in connection with the political situation in the Balkans. The empirical material of the study is presented in the texts of the key periodicals of Serbia — the oldest Belgrade newspapers, Politika (Politics) and Vechernye novosti (Evening News), as well as the political publication Danas (Today), Vreme (Time) and Nedeljnik (Weekly). Analysis of the material makes it possible to talk both about the practices of creating potential aggressive installations and directly using speech aggression, i. e. injective vocabulary in the speech, manifestation of objects of this aggression in the texts. The research concludes that the specificity of the authorship category representation in Serbian journalism turns out to be connected with the modern psychological state of the nation, the peculiarities of the national mentality, which, in turn, determines the key features of the author-journalist, speaking from the position of a author-national.
Список литературы
1. Аристотель. Риторика. М., 1994.
2. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
3. Захарова Е. П. Коммуникативная категория чуждости и ее роль в организации речевого общения // Вопросы стилистики : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1998. С. 87—94.
4. Ключевская А. Ю. Концептуальное поле «Агрессия» как объект лингвистического исследования // Известия Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена. 2011. № 131. С. 177—185.
5. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное // Полное собр. соч. : в 11 т. Л., 1952. Т. 7 : Труды по филологии 1739—1758 гг. С. 19—79.
6. Солганик Г. Я. О структуре художественной речи в сопоставлении с публицистической // Медиалингвистика. 2015. № 1. C. 34—45.
7. Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М., 2010.
8. Солганик Г. Я. Язык средств массовой информации : учебник для вузов. М., 2008.
9. Полонский А. В. Культурный статус медийного текста // Медиалингвистика. 2016. № 1. С. 7—19.
10. Синица И. А. Языковая личность ученого-гуманитария XIX века. Киев, 2006.
11. Шмелева Т. В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации : тр. и матер. Второй Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2010. С. 207—215.
12. Јокановић Симић Ј. Манипулативни језик реклама // Ковачевић М., Бошковић Д. Савремено друштво криза проучавања језика и књижевности. Крагујевац, 2012. С. 167—177.
13. Силашки Н., Ђуровић Т., Радић-Бојанић Б. Јавни дискурс Србије. Београд, 2009.
14. Стефановић С., Благојевић С. Елементи емфатичности у приказима Европске уније у српским медијима у светлу критичке анализе дискурса // Ковачевић М. Књижевни (стандардни) језик и језик књижевности : зб. радова са V међунар. науч. скупа. Крагујевац, 2010. С. 245—258.