Приморский фактор» в программах пространственного развития муниципальных образований Калининградской области
- Страницы / Pages
- 5-22
Аннотация
Географическое положение Калининградской области обусловливает необходимость более активного использования «приморского фактора» в региональном развитии. Основная структура приморских видов деятельности региона сформировалась в советский период развития и характеризуется высоким уровнем территориальной поляризации вдоль береговой линии региона. Также достаточно поляризована вдоль береговой линии и система расселения, в которой наряду с растущими городами в районе Калининградской городской агломерации имеются территории с низкой плотностью населения (преимущественно вдоль заливов). Эти факторы напрямую сказываются на разнице потенциала «приморского фактора» для социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области. Муниципалитеты, слабо пользующиеся данным фактором, по мнению авторов исследования, не до конца реализуют потенциал своего географического положения. Вместе с эксплуатацией других ресурсов для развития муниципалитетам региона целесообразно реализовывать проекты, связанные с «приморским фактором». Авторами статьи ставится задача оценить, как приморские муниципалитеты региона планируют использовать «приморский фактор» в своем социально-экономическом развитии. Анализ стратегических и программных документов муниципалитетов региона позволил сделать вывод, что наиболее диверсифицированный подход к использованию «приморского фактора» отмечается у Калининградского и Светловского городских округов. Для остальных приморских муниципалитетов региона характерен ограниченный тематический набор предлагаемых проектов, чаще всего нацеленных на развитие водного транспорта как элемента туристско-рекреационного комплекса.
Abstract
The geographical location of the Kaliningrad region calls for the coastal factor to play a greater role in the development of the region. Created in the Soviet period, the backbone of local maritime activities is highly polarized along the coastline of the region. Similarly polarized along the coastline is the settlement system, which incorporates both the growing cities of the Kaliningrad agglomeration and areas of low population density, the latter located primarily along the bays. These circumstances determine what effect the coastal factor has on the socio-economic development of a certain municipality in the Kaliningrad region. We believe that the municipalities that use this factor to a limited degree do not fully realise the potential of their geographical location. Alongside employing other development resources, it is logical for the municipalities to run projects taking advantage of the coastal factor. In this work, we set out to examine how the coastal municipalities of the region plan to benefit from the coastal factor in terms of socio-economic development. From our analysis of strategic documents and programmes of regional municipalities, we conclude that the most diversified approach to the coastal factor is employed in the Kaliningrad and Svetly city districts. In the other coastal municipalities, projects have a narrow thematic focus, most of them dedicated to developing waterborne transport as an element of the tourism and recreation industry.
Список литературы
Бакланов П. Я. Приморские регионы: географические и социально-экономические проблемы развития. Владивосток, 1987.
Гогоберидзе Г. Г. Проблематика национальной морской политики и трехуровневая модель управления прибрежной зоной Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. 2005. № 3. С. 89—100.
Гогоберидзе Г. Г., Домнина А. Ю. Возможные конфликты между видами морской деятельности в акваториях российской части юго-восточной Балтики и разработка рекомендаций по их предотвращению // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2010. № 12. С. 132—151.
Гуменюк И. С., Осмоловская Л. Г. Международное сотрудничество как фактор развития эксклавного региона — Калининградской области // Российское пограничье: социально-политические и инфраструктурные проблемы : матер. Всерос. науч.-практ. конф. Институт географии РАН. 2016. С. 73—83.
Гуменюк И. С., Студжиницки Т. Транспортные связи и перспективы их развития между приграничными воеводствами Республики Польши и Калининградской областью Российской Федерации // Балтийский регион. 2018. Т. 10, № 2. С. 114—132.
Гуменюк И. С., Шванковска Б., Сташкевич А., Кушевски В., Коба Р. Калининградский/Вислинский залив и окружающие территории в планах территориального развития Калининградской области // Пространственное планирование как инструмент координации развития портов и гаваней Калининградского/Вислинского залива. Калининград, 2015. С. 52—62.
Дружинин А. Г. Приморская зона России как общественно-географический феномен: подходы к концептуализации и делимитации // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 2. С. 85—100.
Дружинин А. Г. Талассоаттрактивность населения в современной России: общественно-географическая экспликация // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 28—43. doi: 10.5922/2074-9848-2017-2-2.
Дружинин А. Г., Гонтарь Н. В., Сухинин С. А. «Приморский фактор» в современной центро-периферийной структуре Ростовской области: специфика проявления и учет в системе управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 33—39.
Дружинин А. Г., Лачининский С. С. «Приморский фактор» в социально-экономическом развитии территории (на материалах Кингисеппского района Ленинградской области) // Ленинградская земля: краеведческий альманах. СПб., 2018. С. 212—225.
Кропинова Е. Г. Трансграничный туристско-рекреационный регион мезоуровня Юго-Восточная Балтика // Трансграничные туристско-рекреационные регионы на Балтике. Калининград, 2016. С. 126—166.
Лавров С. Б. Портово-промышленные комплексы в проблеме взаимоотношений общества и природной среды океана и региональное развитие приморских районов // Вопросы географии океана : тез. докл. I Всесоюз. конф. Калининград, 1983. С. 25—32.
Моделирование региональной системы долгосрочной устойчивости Калининградской области : монография / под ред. К. Ю. Волошенко, К. К. Гимбицкого, А. Л. Кузнецовой, Г. М. Федорова. Калининград, 2015.
Покшишевский В. В. Теоретические аспекты притяжения расселения к морским побережьям и опыт количественной оценки этого притяжения // Известия Всесоюзного географического общества. 1975. Т. 107, № 1. С. 29—35.
Сальников С. С. Экономическая география океана — новое перспективное направление экономической и социальной географии // Советская география. Л., 1984. С. 231—242.
Федоров Г. М. Калининградская область среди приграничных приморских субъектов России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2018. № 2. С. 5—20.
Федоров Г. М. Калининградская область: приграничное приморское положение как географический фактор развития экономики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2018. № 4. С. 5—17.
Федоров Г. М. Приморские субъекты Российской Федерации как особый тип приграничных регионов // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика : сб. науч. ст. Смоленск, 2016. С. 364—369.
Федоров Г. М. Социально-экономическое развитие Калининградской области : учеб. пособие. Калининград, 2011.
Федоров Г. М., Кузнецова Т. Ю., Разумовский В. М. Влияние близости моря на развитие экономики и расселения Калининградской области // Известия Русского географического общества. 2017. Т. 149, № 3. С. 15—31.
Федоров Г. М., Михайлов А. С., Кузнецова Т. Ю. Влияние моря на развитие экономики и расселения стран Балтийского региона // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 7—27.
Федоров Г. М., Разумовский В. М., Кузнецова Т. Ю., Гуменюк Л. Г. Размещение и динамика численности населения приморских городов на Балтике // Известия Русского географического общества. 2017. Т. 149, № 6. С. 14—24.
Mikhaylov A. S., Mikhaylova A. A., Kuznetsova T. Y. Coastalization effect and spatial divergence: segregation of European regions // Ocean & Coastal Management. 2018. Vol. 161. Р. 57—65.