Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации
Аннотация
Рассмотрена проблема инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На основе анализа статистических данных, исследований в области инклюзивного образования в различных регионах нашей страны, таких как Московская, Калужская, Костромская, Ивановская, Калининградская, Самарская области и Кавказский регион, определены основные барьеры на пути внедрения инклюзивного образования в России. К этим барьерам принадлежат негативное отношение к внедрению инклюзии; низкий уровень информированности населения; социальные стереотипы; недостаточность и ограниченность исследований в этой области. На основе выделенных барьеров для инклюзивного образования сделана попытка определить психолого-педагогические условия успешной реализации идей инклюзивного образования.
The article draws attention to the problem of inclusive education of disabled students. The analysis of statistical data, as well as research in the field of inclusive education in different regions of Russia (Moscow, Kaluga, Kostroma, Ivanovo, Kaliningrad, Samara regions and the Caucasus) show that there are barriers to the implementation of inclusive education in Russia. These barriers are: negative attitudes towards the introduction of inclusion, low level of public awareness, social stereotypes; lack of and limited research in this area. On the basis of the identified barriers of inclusive education, an attempt has been made to determine the psychological and pedagogical conditions for the successful implementation of inclusive education.