Филология, педагогика, психология

2019 Выпуск №2

Победы и поражения генерала Барклая де Толли в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Аннотация

Проанализированы принципы создания образа одного из великих рус­ских полководцев, сыгравших, по признанию историков, важнейшую роль в победе русской армии в Отечественной войне 1812 г. Обоснован вывод, что тенденциозность изображения генерала в романе связана не только с воспроизведением отношения, которое доминировало в то вре­мя, но и с философией истории Л. Н. Толстого, согласно которой ход событий обусловлен сопряжением двух воль: высшей и человеческой.

Abstract

The article analyses various means of creating the image of Barclay de Tolly, a great Russian commander who played, according to historians, a deci­sive role in defeating Napoleon in the Patriotic War of 1812. The author con­cludes that his portraying in the novel was very powerful not only due to the re-creation of the dominating attitude towards the general of that time but al­so to Tolstoy’s philosophy of history. According to Tolstoy, the course of events is caused by the interaction of two wills — divine and human.

Скачать статью

Концепт «Радость» в автобиографии К. С. Льюиса

Аннотация

Выявляются индивидуально-авторские значения концепта Joy / Ра­дость в тексте духовной автобиографии К. С. Льюиса «Настигнут Ра­до­стью». Рассматривается соотношение индивидуально-авторских и на­ционально-культурных значений концепта Joy / Радость в тексте К. С. Лью­иса. Анализ выявленных индивидуально-авторских аспектов значения концепта позволяют сделать вывод об актуализации евангель­ского смысла концепта Joy / Радость и деактуализации секулярного значения концепта: радость как наслаждение, земное счастье.

Abstract

The author's individual perception of the concept of Joy is identified in C. S. Lewis's spiritual autobiography «Surprised by Joy». The correlation be­tween the author's individual and cultural-linguistic perception of the con­cept of Joy is analysed. The research shows that Evangelic meaning of the con­cept is actualized whereas a secular linguistic meaning of the concept of Joy as «pleasure, worldly happiness» is de-actualized in Lewis's text.

Скачать статью

Визуальное воплощение эстетики воспоминания в романах В. Г. Зебальда «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц»

Аннотация

Вопрос о значении и функциях фотографии в творчестве немецко­го писателя и литературоведа В. Г. Зебальда рассматривается на мате­риале его последних романов «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц». Акту­альность исследования интермедиального, в частности фотографиче­ского, компонента в произведениях немецкого писателя подтверждает­ся обилием работ, затрагивающих данную проблематику, в западном литературоведении. При этом более исследованными оказались ранние романы Зебальда. Но если в них фотография, как правило, выполняет иллюстративную функцию, то в произведениях «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц» значимость визуальных вставок для выстраивания нар­ратива определяется их абсолютной интеграцией с текстом. Исследо­вание позволило заключить, что фотография в творчестве Зебальда, воплощая коллективную память о прошлом, побуждает к созданию соб­ственной истории происходящего и вызывает индивидуальные воспо­минания, дополняет нарратив и выявляет параллели между фрагмен­тами повествования, не объединенными текстуально.

Abstract

The article explores the meaning and functions of photography in W. G. Se­bald's works exemplified by his novels “The Rings of Saturn” and “Auster­litz”. The relevance of the study of the intermediary component, the photo­graphic one, in the novels of the German writer is confirmed by the abundance of works on this problem written by Western literary critics. Early novels of W. G. Sebald have been studied in more detail. Photography performs an illus­trative function in them. In “The Ring of Saturn” and “Austerlitz” the sig­nificance of visual inserts for the formation of the narrative is determined by their absolute integration with the text. I hold that photography in W. G. Se­bald’s works is the embodiment of a collective memory of the past. It encour­ages the creation of personal history and evokes individual memories. It com­plements the narrative and reveals parallels between different fragments of the narrative, which are not linked textually.

Скачать статью