Социальные представления о будущем участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов — 2017
- Страницы / Pages
- 100-107
Аннотация
Излагаются некоторые результаты исследования представлений о будущем участников XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в 2017 г. в России (Сочи). С использованием метода ассоциаций выявлены структурные элементы представления молодежи об окружающей действительности через 10 лет, то есть предполагаемые изменения в социуме и личности. Получены данные о гендерных особенностях представлений. Международная выборка позволила выявить некоторые культурно обусловленные различия, в частности различия в представлениях о будущем у молодежи различных групп стран. На основе проведенного исследования авторы предлагают разработанные ими рекомендации для молодежи по планированию собственного будущего.
Abstract
The article describes the results of a socio-psychological research of assumptions about the future of participants of the World Youth Festival (2017). The authors used the method of associations, which allowed them to reveal structural elements of reality in the future, in 10 years time, as it is imagined by youth, including the expected changes in society and personality. The authors analyse the data describing gender-specific assumptions about the future. The analysis of international data made it possible to identify some culture-specific differences. In particular, there are significant differences in the assumptions about the future of young people belonging to different groups of countries and in those of men and women. Based on the research, the authors offer recommendations for young people how to plan their future.
Список литературы
1. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 6—23.
2. Вань Е. Н. Представления о будущем как предмет психологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5.
3. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
4. Емельянова Т. П., Мишарина А. В. Спектр представлений о победе в Великой Отечественной войне у четырех поколений россиян // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 108—119.
5. Ерина И. А., Крафт Е. В. Феномен «социальная активность» с точки зрения и позиции отечественных ученых // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59 (1). С. 453—457.
6. Калинина Р. Р. Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 13. С. 177—182.
7. Нестик Т. А. Коллективный образ будущего: социально-психологические аспекты прогнозирования // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 1—11.
8. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 2 (76). С. 15—19.
9. Полюшкевич О. А., Иванов Р. В., Борисова Ю. В. Представления о социальной успешности // Социодинамика. 2016. № 10. С. 37—44.
10. Почебут Л. Г., Газогареева Е. Н. Социальные представления о лидерстве // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 1. С. 125—135.
11. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Метод неоконченных предложений в исследовании социальных представлений (на примере образа террориста) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 12—15.
12. Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197—202.
13. Торопов П. Б. Особенности формирования социально-правовой активности личности в системе образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер.: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2012. № 1/19. С. 62—68.
14. Торопов П. Б. Самсонова Н. В. Социальное содействие: Калининградская область и регионы основной части России // Балтийский регион. 2015. № 1 (23). С. 117—126.
15. Харланова Е. М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 173—178.
16. Шалаева Н. Ю., Садран С. Автоматизированная база данных для исследования социальных представлений по методу П. Вержеса // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. № 1-1.
17. Abric J. С. Jeux, conflits et representations sociales // These pour le Doctorat es Lettres. Aix-en-Provence, 1976.
18. Lo Monaco G., Piermattéo A., Rateau P., Tavani J. L. Methods for studying the structure of social representations: a critical review and agenda for future research // Journal for the Theory of Social Behavior. Wiley, 2017. Vol. 47, iss. 3. P. 306—331.
19. Moscovici S. Les représentation sociales // Communication présentée au Colloque sur les représentations socialеs. P., 1979.