Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды
АннотацияСовременные тенденции образования и образовательной политики связаны с все более активным включением обучающихся в цифровую образовательную среду через создание и активное использование электронных материалов обучения. В статье исследуется место цифровой образовательной среды в системе подготовки педагогов. Понятие «цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «пространство», «субъектность», «информационная система», «взаимодействие», «профессиональная обучаемость». Выявляются специфические принципы создания цифровых образовательных сред при организации новой архитектуры образования, определяющие переход к микроформатам, к интерактивному взаимодействию и свободному выбору образовательных форматов с учетом персонализированных траекторий обучения, к коллаборативной проектной творческой деятельности, к интегративным многомерным средствам оценивания. Делается вывод, что образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления субъектности в процессе обучения. В системе высшего педагогического образования электронное портфолио становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса.
Modern trends in education and educational policy are associated with a greater involvement of students in the digital learning environment through the creation and active use of electronic teaching materials. The article analyzes the place of the digital learning environment in the system of teacher training. The term "digital learning environment" is defined through the categories of "space", "subjectness", "learner’s identity", "information system", "interaction", "professional learning ability". The author discusses the specific principles of implementing digital learning environments in a new educational architecture. These principles determine the transition to microformats, to interaction and free choice of educational formats, taking into account personalized learning trajectories, to collaborative project and creative activity, to integrative multi-dimensional means of testing and control. The author concludes that while the learning environment objectively acquires the characteristics of the digital environment, it integrates the value-motivational, refleсtive, and emotional mechanisms of identity development in the learning process. In the system of higher pedagogical education, the electronic portfolio becomes an integral part of the educational process organization.