Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №4

Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды

Аннотация

Современные тенденции образования и образовательной политики связаны с все более активным включением обучающихся в цифровую образовательную среду через создание и активное использование электронных материалов обучения. В статье исследуется место цифровой образовательной среды в системе подготовки педагогов. Понятие «цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «пространство», «субъектность», «информационная система», «взаимодействие», «профессиональная обучаемость». Выявляются специфические принципы создания цифровых образовательных сред при организации новой архитектуры образования, определяющие переход к микроформатам, к интерактивному взаимодействию и свободному выбору образовательных форматов с учетом персонализированных траекторий обучения, к коллаборативной проектной творческой деятельности, к интегративным многомерным средствам оценивания. Делается вывод, что образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления субъектности в процессе обучения. В системе высшего педагогического образования электронное портфолио становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Abstract

Modern trends in education and educational policy are associated with a greater involvement of students in the digital learning environment through the creation and active use of electronic teaching materials. The article analyzes the place of the digital learning environment in the system of teacher training. The term "digital learning environment" is defined through the categories of "space", "subjectness", "learner’s identity", "information system", "interaction", "professional learning ability". The author discusses the specific principles of implementing digital learning environments in a new educational architecture. These principles determine the transition to microformats, to interaction and free choice of educational formats, taking into account personalized learning trajectories, to collaborative project and creative activity, to integrative multi-dimensional means of testing and control. The author concludes that while the learning environment objectively acquires the characteristics of the digital environment, it integrates the value-motivational, refleсtive, and emotional mechanisms of identity development in the learning process. In the system of higher pedagogical education, the electronic portfolio becomes an integral part of the educational process organization.

Скачать статью

К вопросу о формировании профессионально важных качеств студента-психолога средствами искусства

Аннотация

Рассматривается проблематика формирования профессионально важных качеств студентов-психологов. Эти качества зависят от социально-исторического контекста, поэтому являются динамичными и должны подвергаться содержательным и количественным трансформациям. Приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований в данной области, как российских, так и иностранных. Кроме традиционного университетского формата обучения в статье предлагается использовать искусство в качестве технологии формирования профессионально важных качеств. В частности, рассматривается образовательный потенциал литературы и музыки для развития эмоционального интеллекта и других необходимых профессиональному психологу качеств.

Abstract

The article describes the problems of development of professionally important qualities for psychology students. These qualities are dynamic, should be analyzed and subjected to conceptual and quantitative transformations, because they depend on the socio-historical context. The author provides the results of theoretical and empirical research, conducted in this field by both Russian and international scholars. Besides the traditional university format of teaching, the author suggests resorting to art for the development of professionally important qualities and considers the educational potential of literature and music for the development of emotional intelligence and other qualities necessary for a professional psychologist.

Скачать статью

Предметно-специализированная компетентность преподавателя техникума в сфере информационной безопасности автоматизированных систем

Аннотация

Рассмотрена предметно-специализированная компетентность преподавателя техникума в сфере информационной безопасности автоматизированных систем. Обоснована актуальность ее формирования с учетом специфики педагогической деятельности преподавателя техникума, определены входящие в ее состав профессиональные компетенции, охарактеризованы ее компоненты и факторы их сформированности с акцентом на личностном аспекте профессиональной компетентности педагога.

Abstract

The article deals with the subject competence of a technical school teacher in the field of information security of automated systems. Having analyzed the pedagogical activity of a technical school teacher, the authors substantiated the urgency of the subject competence formation, defined the professional competencies, included in its structure, and characterized its components and factors of their formation, laying a special emphasis on the personal component.

Скачать статью

Готовность к медиации бакалавров гуманитарных направлений подготовки: структурно-функциональная модель

Аннотация

Анализируется проблема определения готовности к медиации как профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной науке в контексте масштабного распространения данной социально-гуманитарной практики в мире и России. Показаны разночтения в трактовке готовности к деятельности и требованиях к подготовке медиаторов в России, Великобритании и США. Выдвигаются тезисы о необходимости гуманистического мировоззрения и владения социально-гуманитарными практиками как основы профессиональной позиции медиатора и о преимуществе бакалавров гуманитарных направлений подготовки в формировании готовности к медиации. Предложена модель готовности к медиации как универсальной компетенции, в структуру которой включены эмоционально-оценочный, конативный, когнитивный компоненты и опыт применения медиации.

Abstract

The article analyzes the problem of determining readiness for mediation as a professional activity in the works of Russian and international researchers, in view of the growing popularity of this social and humanitarian practice both in Russia and all over the world. The author shows the differences in the interpretation of readiness for activity as well as in the requirements for training mediators in Russia, the United Kingdom and the USA. The researcher states the need for a humanist outlook and the ability to conduct social and humanitarian practices, crucial for the professional position of a mediator. According to the author, bachelors in Humanities have a certain advantage in the development of readiness for mediation. The author works out the model of readiness for mediation as a universal competence. The structure of this competence includes emotional-evaluative, conative, cognitive components and mediation practice.

Скачать статью