Факторы, форматы и векторы взаимодействия Санкт-Петербурга и Калининградской области в современном евразийском геоэкономическом контекс
- Страницы / Pages
- 14-26
Аннотация
На фоне обострения геополитической ситуации и погружения Большой Евразии в ситуацию геоэкономической неопределенности российские регионы расширяют возможности межрегионального сотрудничества и ищут новых партнеров на других рынках. Санкт-Петербург и Калининградская область являются форпостами России на Балтийском море и играют важную коммуникативную роль в отношениях со странами Европы. В условиях эксклавного положения и транспортно-логистической блокады Калининградской области, возрастает значение поиска новых векторов и форматов взаимодействия региона с Санкт-Петербургом. В статье рассматривается исторически сложившаяся взаимосвязь Калининградской области (бывшей территории Восточной Пруссии) и Санкт-Петербурга (с акцентом на зависимость Калининградской области от взаимодействия с «центральным местом» России на Балтике) в инфраструктурных, логистических, маркетинговых, производственных, кадровых, рекреационных, научно-образовательных и других вопросах. С опорой на Концепцию Стратегии пространственно-го развития РФ до 2030 г. обоснована необходимость более тесной связи Санкт-Петербурга и Калининградской области в новых геоэкономических и геополитических условиях. Показаны возможности и барьеры совместного геоэкономического позиционирования Санкт-Петербурга и Калининградской области на Балтике. В результате проведенного исследования была осуществлена инвентаризация всех факторов, форматов и векторов взаимодействия двух регионов, показаны конкретные проекты и инициативы.
Abstract
Amid a worsening geopolitical situation and Big Eurasia plunging into geoeconomic uncertainty, Russian regions are working towards new interregional collaborations and looking for partners in other markets. Russia’s outposts in the Baltic — St. Petersburg and the Kaliningrad region — play a central communicative role in relations with European countries. An exclave under transport and logistics blockade, the Kaliningrad region is increasingly seeking new areas and forms of cooperation with St. Petersburg. In this study, I consider the historical connections between the Kaliningrad region (once, part of East Prussia) and Saint Petersburg in terms of infrastructure, logistics, marketing, production, human resources, recreation, research, and education. I place emphasis on the dependence of the Kaliningrad region on Russia’s ‘hub’ in the Baltic. With a reference to the Framework for a Strategy for Russia’s Spatial Development until 2030, I stress the need for a closer collaboration between Saint Petersburg and Kaliningrad in the new geoeconomic and geopolitical conditions. I explore the opportunities for and barriers to the joint geoeconomic positioning of St. Petersburg and the Kaliningrad region in the Baltic. This study has proved instrumental in inventorying all the factors, forms, and areas of cooperation between the two regions. In the article, I also pay attention to individual projects and initiatives.
Список литературы
1. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. : сб. документов. Т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (28 ноября — 1 декабря 1943 г.). М., 1978.
2. Зверев Ю. Калининградская область России в новой системе геополитических координат. URL: http://www.poli.vub.ac.be/publi/etni-2/yzverev.htm (дата обращения: 12.05.2018).
3. Путь из Китая в Черняховск: что такое сухой порт и что он нам даст // Новый Калининград : [сайт]. URL: http://www.newkaliningrad.ru/news/economy/15084079-put-iz-kitaya-v-chernyakhovsk-chto-takoe-sukhoy-p... (дата обращения: 12.05.2018).
4. «Экономический скелет» Ленобласти // Газета «Ладога». URL: http://www.ladoga-news.ru/news?id=7580 (дата обращения: 15.05.2018).
5. Петербург и Калининград намерены развивать российский круизный туризм // Коммерсант.ru. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3528453 (дата обращения: 15.05.2018).
6. Петербург и Калининград создают круизную компанию для привлечения туристов // Информационное агентство REGNUM. URL: http://regnum.ru/news/2371805.html (дата обращения: 15.05.2018).
7. Рейтинг 250 крупнейших компаний СЗФО // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/northwest/2016/45/rejting-250-krupnejshih-kompanij-szfo/ (дата обращения: 15.05.2018).
8. Пилясов А. Н., Клименко Н. А. Балтийский макрорегион: географические макроструктуры, специфика коммуникации, инновационный потенциал // Балтийский регион. 2011. № 3 (9). С. 71—87.
9. Себенцов А. Б., Зотова М. В. Потенциал экономико-географического положения Калининградской области: ограничения и перспективы реализации // Балтийский регион. 2013. № 4 (18). С. 113—131.
10. Концепция Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. URL: http://xn----7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 18.05.2018).
11. Сравнение деятельности портов Восточного побережья Балтики: 1996—2016 гг. // The Baltic Course. URL: http: //www.baltic-course.com/rus/good_ for_business/?doc=133102&ins_print (дата обращения: 18.05.2018).