Филология, педагогика, психология

2017 Выпуск №3

Этническая идентичность студентов как детерминанта содержания социальных представлений о членах других культур

Аннотация

Освещается проблема взаимодействия представителей разных культур, на что влияют их социальные представления и этническая идентичность. Цель работы — анализ содержания социальных представлений студентов о членах других культур в контексте этнической идентичности. Авторы опираются на теорию социальных представлений и концепцию этнической идентичности. Представлены результаты проведенного исследования о влиянии этнической идентичности русских студентов на формирование социальных представлений о студентах китайской, таджикской, армянской, казахской и русской культур; подчеркивается зависимость типа этнической идентичности от такого параметра, как социальная дистанция. Приводится перечень возможных мероприятий, которые будут способствовать формированию позитивной этнической идентичности и складыванию адекватных социальных представлений о членах других культур, что позволит решить ряд проблем, возникающих на уровне межнационального взаимодействия.

Abstract

The article highlights the problem of interaction between representatives of different cultures, which is influenced by their social representations and ethnic identity. The aim of the work was to analyze the content of students' social ideas about members of other cultures in the context of ethnic identity. In this paper, the authors rely on the theory of social representations and the concept of ethnic identity. This article presents the results of a study on the impact of Russian students’ ethnic identity on their social perceptions of students of Chinese, Tajik, Armenian, Kazakh and Russian cultures, emphasizes the dependence of the type of ethnic identity on such a parameter as social distance. Also, the authors provide a list of actions which may contribute to a positive ethnic identity and adequate social perception of members of other cultures, which can diminish a number of interethnic interaction problems.

Скачать статью

Становление и развитие морского образования на Юге России в конце XVIII — начале ХХ века

Аннотация

Исследуется процесс становления и развития морских учебных заведений в Крыму и Причерноморском регионе в конце XVIII — начале ХХ столетия в условиях военно-политических и социально-экономических преобразований, происходивших на данной территории. Цель работы — проведение историко-педагогического анализа процесса развития военного и торгового морского образования в регионе. Методологической и теоретической основой исследования стали системный подход, теория социально-общественной обусловленности морского образования, концепция непрерывного профессионального образования и реформирования высшей школы. Показаны влияние педагогических взглядов и идей выдающихся флотоводцев на становление и развитие морского образования в России, необходимость оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях различных уровней.

Abstract

Thе article studies the foundation and development of the maritime training institutions in the Crimea and the Black Sea region in the late XVIII — early XX century within the military, political and socio-economic changes that occured in the area. The aim of the article is to analyze conduct the foundation and development of both military and commercial marine education in the region in historical and pedagogical perspectives, that allows us to see the evolution of educational concepts and modification of training maritime experts in the context of significant historical events that affected the quality of training of maritime personnel at various stages of the strategic, military, political and cultural development of the region. The methodological and theoretical basis of the study is a systematic approach, the social-conditioning theory of maritime education, the concept of continuous professional education and the higher education reformation concept. The article also demonstrates scientific contribution and the influence of pedagogical views and ideas of outstanding Naval commanders onto the foundation and development of maritime education in Russia.

Скачать статью

Интеграция россиеведческого компонента в обучение иностранным языкам в неязыковом вузе

Аннотация

Рассматриваются некоторые проблемы обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Предлагается методика включения россиеведческого материала в иноязычный коммуникативный образовательный процесс студентов как одно из перспективных направлений современного образования в России. Также приведены примеры использования информационно-интерактивных плакатов в учебном процессе.

Abstract

The article discusses some of the issues of foreign language teaching in non-language high schools. The authors propose a method of integration of Russian Studies material in foreign language communicative learning process, as one of the promising areas of modern education in Russia. Informational and interactive posters in the educational process are another example of a new approach.

Скачать статью

Университетская лекция как целостность

Аннотация

Характеризуется роль лекции как важной формы обучения, раскрываются ее возможности для повышения познавательной активности студентов. Особое внимание уделено вопросно-ответной технологии, благодаря которой удается установить обратную связь между преподавателем и аудиторией. На основе анализа литературы сделан вывод о том, что результативность лекции повышается, если она строится по принципу целостности, когда ее содержание, методы, структура и т. д.  приводятся в соответствие с целью и задачами.

Abstract

The article characterizes the function of a lecture as an important form of current university education, reveals its capacities to intensify students' cognitive activity. A certain focus is made on interactive technologies which promotes the response relations with the audience. The author concludes that the efficiency of the lecture will increase if it is built on the principle of integrity, when the content, methods, structure, ways of interaction are led to accordance with the purpose and objectives.

Скачать статью