Филология, педагогика, психология

2017 Выпуск №1

Критическое мышление и современное гуманитарное образование

Аннотация

Исследуется проблема трансляции критического мышления посредством гуманитарного образования в условиях современности. Определяются основные характеристики критического мышления, а также подчеркивается ценность данного типа мышления. Гуманитарное (прежде всего, философское) образование рассматривается как средство формирования элементов критического мышления.

Abstract

This article addresses the transmission of critical thinking in modern conditions via the humanities. The author identifies the basic features of critical thinking and stresses its significance. The humanities — foremost, philosophy — are considered as a means to create elements of critical thinking.

Скачать статью

Мeжкультурноe посрeдничeство в условиях глобализации и «миграционного кризиса»

Аннотация

Соврeмeнныe условия развития общeства обусловлeны политикой мультикультурализма, которая в настоящee врeмя показываeт свою нeсостоятeльность и трeбуeт от спeциалистов в области теории и практики мeжкультурной коммуникации нe только проявлeния тeрпимости, но и осознанной толeрантности и эмпатии в процeссe общeния с прeдставитeлями других культур. Значимыми показателями обновленного понимания толерантности при приспособлeнии к новым условиям деятельности должны выступать посрeдничeство, мeдиаторство, а нe равнодушноe «толерантное» принятиe нeподобающeго повeдeния.

Abstract

Modern society is predetermined with the policy of multiculturalism, which has proved its failure lately. The renewed demands for intercultural mediators require а need to evolve from mere tolerance to empathy in the process of communication with members of other cultures. A significant indicator of a new understanding of tolerance and adaptation to new conditions is mediation rather than the indifferent ‘tolerant’ acceptance of inappropriate behaviour.

Скачать статью

«Модель психического» в объяснении речемыслительных дисфункций у аутичных детей и ее экспериментальная проверка

Аннотация

Рассматриваются основные положения «модели психического» как одной из когнитивных теорий в объяснении речемыслительных дисфункций у детей с расстройством аутистического спектра. Освещаются отдельные результаты проверки данной теории в ходе психолингвистического эксперимента, в котором приняли участие 16 учащихся специализированных школ. Делается вывод, что в отношении аутичных детей более корректно говорить о дефиците, а не полном отсутствии «модели психического».

Abstract

This article considers the main principles of ‘theory of mind’ as a cognitive theory explaining verbal and cognitive dysfunctions in children with autism spectrum disorder. The article presents some results of testing this theory through a psycholinguistic experiment that involved 16 students from special schools. It is concluded that, in the case of autistic children, it is more correct to speak of a deficiency, rather than a complete absence of a ‘theory of mind’.

Скачать статью

Особенности формирования прикладных компетенций студентов психолого-педагогического направления на основе решения профессиональных задач

Аннотация

Рассматривается процесс формирования ключевых компетенций обучающихся на основе решения профессиональных задач, связанных с математической и статистической обработкой данных психологопедагогического исследования. Характеризуются этапы разработки и решения профессиональной задачи, связанной с изучением уровня тревожности младшего школьника (сравнительный анализ).

Abstract

This article deals with the development of students’ key competences through fulfilling professional tasks relating to the mathematical and statistical processing of psychological and pedagogical research data. The author describes the stages of progress in, and solutions to, the problem of studying anxiety levels in primary school students.

Скачать статью

Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных исследований

Аннотация

Приведен анализ направлений и подходов к научным исследованиям проблем, возникающих при обучении детей-мигрантов в полиэтничных образовательных учреждениях России. Показана актуальность изучения эмоциональной экспрессии инофонов и билингвов и развитие их эмоционального интеллекта. Указана особая необходимость междисциплинарных исследований по изучению и формированию у детей-мигрантов устойчивой идентификации с принимающей страной и поддержки ощущения психологической безопасности для противодействия вовлечению в терроризм.

Abstract

This article analyses trends in, and approaches to, research into problems associated with teaching migrant children at Russian multi-ethnic educational institutions. The author stresses the need to study emotional expression in non-native speakers and bilingual children and to develop their emotional intelligence. Interdisciplinary research should be aimed to study and develop a stable identification with the host country in migrant children and to create a feeling of psychological security to prevent involvement in terrorism.

Скачать статью

Теоретические подходы к изучению нарушений служебного поведения сотрудниками полиции

Аннотация

Проанализированы некоторые отечественные и зарубежные теоретические подходы к характеристике служебного поведения сотрудников полиции. Показана необходимость эмпирической проверки релевантности классических положений организационной и социальной психологии для интерпретации нарушений служебного поведения в формализованной организации в современном социально-экономическом и политическом контексте. С позиции теории коллективных действий рассмотрена роль отдельных характеристик психологического климата как предикторов нарушений служебного поведения.

Abstract

This article analyses Russian and international theoretical approaches to interpreting breaches of conduct by police officers. The author stresses the need to verify empirically the relevance of classical postulates of organizational and social psychology for interpreting breach of conduct in a formalized organization in the contemporary socioeconomic and political context. From the standpoint of collective action theory, the article examines the role of individual characteristics of psychological climate as predictors of breaches of conduct.

Скачать статью