Филология, педагогика, психология

2015 Выпуск №05

Компетентностная интерпретация результатов профессионального образования: история и задачи

Аннотация

Проведен краткий анализ причин перехода к компетентностной интерпретации результатов профессионального образования в России и за рубежом. Рассматривается толкование базовых категорий «компе-тенция» и «компетентность» в системах образования США, Велико-британии, Германии, Франции и России, понимание их структуры и функций для повышения качества результатов образования и установ-ления связи с экономическим развитием государства

Скачать статью

Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами

Аннотация

На основе собственного опыта автор указывает на большие потенциалы метафоры для повышения уровня самосознания педагогов в специальном психологическом тренинге. Раскрывается значение метафоры как для гуманитарных областей знания (на примере психологии), так и для точных наук (на примере математики). Утверждается, что по-скольку каждый человек оказывается носителем особого, свойственного только ему семантического пространства, многие элементы которого метафоричны, то можно выделить набор индивидуальных метафор. На этой основе была создана оригинальная авторская технология, неоднократно применявшаяся в работе с педагогами.

Скачать статью

Трансформация этнической идентичности в условиях постсоветского периода развития независимых государств

Аннотация

Проблема этнической идентичности рассматривается как полимодальная, и в рамках данной статьи проанализированы некоторые социальные, исторические, психологические аспекты ее контекста. Язык является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. В некоторых исторических ситуациях этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этноса, сколько с его символической ролью в процессах формирования чувства родственности с общностью и межгрупповой дифференциации.

Скачать статью

Реновация ценностей в системе образования

Аннотация

Рассматриваются некоторые результаты исследования ценностей молодежи, проведенного в 2012—2013 гг. в Калининграде. Особое внимание уделено пониманию жизненной миссии и месту социально-правовой активности в структуре ценностей. Представлены аргументы внедрения ряда просоциальных ценностей в систему образования.

Скачать статью

Категория психосоматического в психологическом дискурсе XX века

Аннотация

Анализируются основные подходы к содержанию конструкта «психосоматическое расстройство», которое может рассматриваться через призму различных психогенных факторов развития и проявляться в виде соматизации аффективных или психопатологических состояний; описываются теоретико-методологические трудности современного понимания психосоматических расстройств, связанные со множеством их психологических моделей, критериями наличия/отсутствия органических нарушений и возможностями компенсации и обратного развития; рассматриваются психосоциальные факторы риска патогенеза психосоматических расстройств, предложенные в рамках различных психологических традиций — психодинамической, когнитивно-поведен-ческой, социально-контекстуальной, семейно-ориентированной и интегративной.

Скачать статью

Социокультурные факторы межкультурной сенситивности студентов вузов

Аннотация

Проводится теоретический анализ социокультурных факторов, обусловливающих развитие межкультурной сенситивности у студен-тов вуза. Социальная среда, в условиях которой они находятся в период обучения, играет важную роль для развития межкультурной сенситивности. Особое значение имеют три аспекта: размер города или тип городской среды, где обучаются и проживают студенты; поликультурность среды — как города, так и вуза; способность среды поддерживать или создавать условия для получения разнообразного социального опыта.
Отмечается, что важную роль в развитии межкультурной сенситивности играет направленность обучения: гуманитарная направленность формирует не только профессиональные компетенции, ориентированные на другого человека, но и личностные качества, обусловливающие чувствительность к культурным различиям других людей.
Результаты исследования показывают, что наиболее значимыми факторами межкультурной сенситивности являются направленность обучения и тип городской среды.

Скачать статью