Вестник БФУ им. И. Канта

2013 Выпуск №05

О связи феноменов телесности и благополучия в самосознании юношеского возраста

Аннотация

Рассматриваются два феномена самосознания юношеского возраста: понимание собственного телесного опыта и психологическое благополучие. Выдвинута гипотеза о существовании связи этих явлений. В проведенном эмпирическом исследовании выявлены три группы испытуемых: с витальным, конформным и личностным типами рефлексии телесного потенциала. Установлена положительная связь между уровнем самосознания телесного потенциала и уровнем общего показателя психологического благополучия.

Скачать статью

Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности

Аннотация

Анализируются подходы к трактовке понятия «уклад школы» и осуществляется его сопоставление с такими категориями, как «школьный климат», «дух школы», «скрытое образование». Раскрывается авторское понимание уклада школы как устоявшихся форм повседневной жизнедеятельности образовательного учреждения. Описаны важнейшие компоненты уклада: ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный. Показано, что важнейшими условиями его формирования выступают традиции школьной жизни и организационная структура учебного заведения.

Скачать статью

Использование опросника MOS-SF-36 для выявления психологических особенностей младших школьников с соматической патологией

Аннотация

Представлены результаты исследования качества жизни младшиx школьников при помощи опросника MOS-SF-36. Доказана его информативность на примере выявления особенностей психологической составляющей здоровья детей, перенесших железодефицитную анемию в раннем возрасте. Выявлено отдаленное неблагоприятное влияние дефицита железа на когнитивное развитие и психологическое здоровье в младшем школьном возрасте.

Скачать статью

Теоретические проблемы разработки стратегии охраны здоровья обучающихся в региональной системе образования

Аннотация

Приведена авторская трактовка ключевых понятий и терминов стратегического планирования применительно к охране здоровья обучающихся в системе образования: концепция и стратегия охраны здоровья, стратегический выбор системы образования, цель охраны здоровья обучающихся, объект и субъект стратегии охраны здоровья. Превентивная адаптивность показана как характерная черта стратегического планирования охраны здоровья обучающихся.

Скачать статью

Проблемы самосохранительной социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях

Аннотация

Приводятся результаты эмпирического исследования самосохранительного поведения детей. Показано, что дошкольное образование является практически единственным звеном учебной системы, где уделяется большое внимание вопросам охраны здоровья детей и формированию у них самосохранительных навыков. Обсуждаются проблемы обеспечения эффективной самосохранительной социализации в условиях дошкольных образовательных учреждений, предлагаются возможные пути их решения.

Скачать статью

Оценка связей индивида в микросоциуме на основе методов анализа социальных сетей

Аннотация

Анализируется психологическое содержание критериев оценки положения индивида в структуре связей микросоциальных общностей, к которым он принадлежит. Показано, как с помощью статистических методов, применяемых для анализа социальных сетей, можно извлекать информацию о степени и типе включенности субъекта в систему связей. Определено психологическое значение показателей центральности актора в социальной сети как степени интегрированности индивида в микросоциальную среду и институциональную систему отношений.

Скачать статью

Родительская поддержка и психосоматическое здоровье детей и подростков

Аннотация

Описываются особенности родительской поддержки как социально-психологического феномена и ее связи с психосоматическим здоровьем (депрессивными, тревожными и соматизированными проявлениями) детей и подростков. Представлена вероятностная структурно-функциональная модель родительской поддержки, включающая в себя содержание, компоненты и функции. В качестве критериев ее эффективности предлагается рассматривать конгруэнтность, доступность и комплементарность.

Скачать статью

Детская субкультура как компонент социального развития старших дошкольников

Аннотация

Анализируются особенности влияния психологической культуры (коммуникативной составляющей детской субкультуры) на социальное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте. Детскую субкультуру следует рассматривать как один из существенных факторов социального развития дошкольников.

Скачать статью