Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Город и град в русской поэтической речи XVIII столетия

Gorod and grad in the Russian poetry of the 18th century
DOI
10.5922/2225-5346-2022-4-6
Страницы / Pages
85-100

Аннотация

Урбанистические мотивы в русской поэзии еще не становились предметом специ­ального комплексного рассмотрения в аспекте эволюции поэтической концептуализа­ции мира, частотности, семантики и синтагматики ключевых лексем темы — город и град. Между тем динамика лирической и отражаемой ею этнической и языковой кар­тины мира, тесно связанная с диахронической лексикологией, фразеологией, грам­ма­ти­кой, позволяет прийти к важным заключениям, касающимся истории нацио­наль­ной семиосферы и концептосферы, на примере творчества выдающихся предста­ви­телей культуры и литературы того или иного народа.

В статье анализируется активность, валентностный потенциал, система поэ­ти­ческих смыслов (в соотношении с общеязыковой семантикой в ее развитии) лексем град и город на материале стихотворных произведений реформаторов русского язы­ка и ли­тературы XVIII века — А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносо­ва, А. П. Су­марокова, а также — в сопоставительном плане — на фоне более широкой временнóй перспективы, предшествующих и последующих этапов в развитии русской поэзии.

Лексема град демонстрирует максимум активности в классицистической и ро­мантической поэзии, в дальнейшем, с 1830-х годов, значительно уступая в частотно­сти полногласному варианту. Поэты вовлекают слова град и город в процесс тропо- и фигурообразования, стремясь к расширению привычной синтагматики, особенно в сфере эпитетов. Лирика долгое время сохраняет сакральные смыслы и библейские ал­люзии (священного града, храма, сада, вертограда небесного) при разработке урбани­стической и батальной тем.

Abstract

Urban motifs in Russian poetry have not yet become the subject of comprehensive investigation in terms of the evolution of poetic conceptualization of the world, the frequency, semantics and syntagmatics of the key lexemes — 'gorod' and 'grad'. Meanwhile, the analy­sis of the poetic, ethnic and linguistic picture of the world, closely connected with diachronic lexicology, phraseology and grammar, allows important conclusions concerning the history of the national semiosphere and conceptosphere based on the analysis of the works of outstanding representatives of culture and literature of a nation. In the article, the author analyzes the usage, frequency, valency potential, and the system of poetic senses of the lexemes 'gorod' and 'grad' using the poems of reformers of the Russian language and litera­ture of the 18th century — Kantemir, Trediakovsky, Lomonosov, Sumarokov, and, in com­pa­rative terms, against a wider temporal perspective, the preceding and subsequent texts of Rus­sian poetry. The lexeme 'grad' was often used in Classicist and Romantic poetry. From the 1830s onwards, it was used less frequently in its full version 'gorod'. The poets employed the lexemes 'grad' and 'gorod' to form tropes and figures of speech, striving to expand the tradi­tio­nal syntagmatics, especially in epithets. Lyrical texts retained sacred meanings and biblical allusions (sacred city, temple, heavenly garden, holy ‘vertograd’) in the development of urbanistic and battle themes.

Список литературы

Балашова Л. В. Русская метафора: прошлое, настоящее, будущее. М., 2014.

Бухаркин П. Е. Михаил Васильевич Ломоносов в истории русского слова. СПб., 2011.

Джанумов С. А. Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный Всад­ник» // Вестник МГОУ. Сер.: Русская филология. 2020. № 1. С. 93—106.

Довгий О. Л. «Краев чужих неопытный любитель»: География в сатирах А. Д. Кантемира // Палимпсест: литературоведческий журнал. 2019. № 2. С. 7—23.

Душечкина Е. В. «От Москвы до самых до окраин…»: (Формула протяжения Рос­сии) // Риторическая традиция и русская литература. СПб., 2003. С. 108—125.

Иванова Н. Н., Иванова О. Е. Словарь языка поэзии (образный арсенал рус­ской лирики конца XVIII — начала ХХ в.). М., 2004.

Кожевникова Н. А. Конструкции типа «Город пышный, город бедный» // Кожевникова Н. А. Избранные работы по языку художественной литературы. М., 2009. С. 839—849.

Липчанская И. В. Образ города в литературе постмодерна: к постановке во­проса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2012. № 3. С. 79—83.

Небольсин С. А. «Русский Феникс»: Москва 1812 года как символ русской и европейской поэзии // Филологическая регионалистика. 2013. № 1 (9). С. 7—22.

Патроева Н. В. Образ храма в сборнике Е. А. Боратынского «Сумерки» и проблема композиции // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021. № 3. С. 52—58.

Редкина Е. С., Черняк В. Д. Образ современного города в новейшей русской поэзии // Филологический класс. 2018. № 1 (51). С. 109—114.

Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Вып. 4 (Г—Д).

Словарь русского языка XVIII века / АН СССР. Ин-т рус. яз. ; гл. ред. Ю. С. Со­рокин. Л., 1984—1991. Вып. 1—6 ; СПб., 1992. Вып. 7.

Словарь языка М. В. Ломоносова / гл. ред. акад. Н. Н. Казанский. Материалы к словарю. Вып. 4: Словарь рифм М. В. Ломоносова: Обратный словарь риф­менных сегментов и безрифменных окончаний. Указатели. СПб., 2011.

Словарь языка русской поэзии ХХ века. М., 2003. T. 2: Г—Ж.

Смирнов С. А. Городская антропология: между урбанизмом и повседневно­стью // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 1 (19). С. 13—31.

Шпенглер О. Душа города // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфоло­гии мировой истории : в 2 т. М., 1998. Т. 2.

Шукуров Ш. М. Пропедевтика храма. Теменологическая рефлексия на книгу бытия // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2017. № 1 (8). С. 9—18.

Lehan R. The City in Literature. An intellectual and cultural history. Berkley, 1998.

Williams R. Metropolitan Perceptions and the Emergence of Modernism // Wil­liams R. Politics of Modernism: Against the New Conformists. L., 2007. P. 37—48.