Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Культурный код города

Cultural code of the city
DOI
10.5922/2225-5346-2022-4-1
Страницы / Pages
10-24

Аннотация

Статья посвящена одному из современных направлений семиотического познания города и городской среды — анализу культурного кода города. Автор акцентирует внимание на том, что в современном научном дискурсе растет значимость изучения культурного кода города не столько как феномена, сколько как системы дешифровки и познания каждого конкретного города в индивидуальном контексте. Данный аспект тесно связан с решением задачи укрепления городской идентичности и локального патриотизма, а также выявления уникальных культурных смыслов города в рамках процессов позиционирования его образа во внешней среде. В качестве основы исследова­ния культурного кода города предлагается рассматривать следующие факторы, зада­ющие кодирование городской реальности: а) природа и климат; б) художественные тексты, где город осмыслен и представлен в художественном контексте; в) историче­ские события, связанные с городом; г) пространственные характеристики; д) симво­лическая связь с известными личностями («гениями места»). Отмечается, что на процесс кодирования оказывают влияние и другие особенности города, которые фор­мируют экономический, гастрономический, туристический, цифровой и иные коды города, а их дешифровка может осуществляться как на повседневном, так и на экс­пертном (академическом) уровне. Автор выделяет основные способы знакового выра­жения культурного кода города, его фиксации и трансляции.

Abstract

The article explores one of the modern trends in the semiotic analysis of the city and urban environment — the study of the cultural code of the city. In the contemporary aca­de­mic discourse, the importance of studying the cultural code of the city is growing not so much as a phenomenon but as a system of decoding and cognizing each specific city in its own con­text. This aspect is closely related to the analysis of the problem of enhancing urban identity and local patriotism, as well as identifying the unique cultural meanings of the city as part of exp­loring its image in the external environment. As the basis for the study of the cultural code of the city, it is proposed to consider the following factors encoding of urban environ­ment: a) nature and climate, b) texts, where the city is conceptualized and presented in litera­ry context, c) historical events associated with the city, d) spatial characteristics, e) symbolic relationship with famous individuals (“geniuses of place”). The process of coding is inf­luenced by other features of the city, which form economic, culinary, tourist, digital and other codes of the city, and their decoding can be carried out both on the everyday level and on the expert (academic) level. The author identifies the main ways of expressing, capturing and communicating the city’s cultural code in signs of different origin.

Список литературы

Алексеев-Апраксин А. М., Гэн Бяо. Культурные коды китайского этоса // Аsiatica : труды по философии и культурам востока. 2021. № 2 (15). С. 52—65.

Афинская З. Н., Кулаженкова Л. Н. Городская топонимика как семиотическая проблема // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 11 (20). С 6—9.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Булыгина Т. А. Город и его пространство: попытка исторического измерения // Новое прошлое / The New Past. 2017. № 3. С. 82—95.

Бурдьё П. Начала. М., 1994.

Визгалов Д. В. Брендинг города. М., 2011.

Воробьева Л. В. Лондонский код в очерках советских писателей первой поло­вины ХХ века // Вестник науки Сибири. 2015. № 1(16). С. 152—156.

Вьюгина А. А., Авдонина А. М. Место природной составляющей в культурном коде территории // Ученые записки. 2021. № 4 (40). С. 6—9.

Галущак О. А. Культурные коды современного города в живописи художни­ков Мариуполя // Вестник Мариупольского державного университета. Сер.: Философия, культурология, социология. 2015. № 5 (9). С. 38—44.

Город как социокультурное явление исторического процесса / отв. ред. Э. В. Сайко. М., 1995.

Еманова Ю. Г., Ткачук В. А. Культурный код города: архитектурный образ Казани в сувенирной продукции // Диалоги о культуре и искусстве : матер. X Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Пермь, 2020. С. 47—53.

Ефремов В. Театр как культурный код русского языка // Обучение ино­странным языкам. 2019. № 4 (46). С. 401—408.

Замятина Н., Замятин Д. Гений места и город: варианты взаимодействия // Вестник Евразии. 2007. № 1. С. 62—87.

Злотникова Т. С., Жукова В. С. Ментальный и художественный аспекты ав­торской сказки как культурного кода // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 160—165.

Иванова А. П., Ягодкина М. В. Культурные коды в современной рекламе // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8 (33). С. 1—4.

Камалова К. В. Вертикальный город. Ретроспектива и современный этап раз­вития многоярусной структуры городского пространства // Academia. Архи­тектура и строительство. 2021. № 1. С. 102—109.

Кузнецова А. В., Петрулевич И. А. Городской текст: семиозис культурного ко­да // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 11. С. 89—95.

Летина Н. Н. Культурные коды русской провинции // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 124—139.

Линч К. Образ города. М., 1982.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.

Нестеров А. В., Трунев С. И. и др. Интерпретация культурных кодов. СПб., 2008.

Савицкий В. М. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения // Дискурс профессиональной коммуникации. 2019. № 1—4. С. 69—77.

Сорокина Т. Е., Петрулевич И. А. Семиозис концептуальной оппозиции «свой — чужой» в культурном коде города // Гуманитарные и социально-экономи­че­ские науки. 2020. № 6 (115). С. 27—31.

Социальное пространство современного города / под ред. Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. Екатеринбург, 2015.

Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследо­ва­ния фразеологического состава языка в системе культуры, Фразеология в кон­тексте культуры : сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Телии. М., 1999. С. 13—24.

Федотова Н. Г. Великий Новгород глазами новгородцев: к вопросу о струк­туре территориальной идентичности // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. № 1 (7). С. 259—265.

Федотова Н. Г. Символические коды городской идентичности (на примере российского и американского городов) // Ученые записки Новгородского гос­ударственного университета. 2020. № 8 (33). С. 1—7.

Федотова Н. Г. Культурная память города: современные практики символи­зации прошлого // Обсерватория культуры. 2021. № 4 (18). С. 352—364.

Шипицин А. И. Городская скульптура и культурный код Волгограда в кон­тексте брендирования территории // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 4 (10). С. 89—97.

Щербинина Н. Г. Особенности позиционирования города-бренда в цифро­вую эпоху // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 3 (17). С. 192—201.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.

Harvey D. The Right to the City // Divided Cities: The Oxford Amnesty Lectu­res. 2003 / ed. by R. Scholar. Oxford, 2006. Р. 83—103.