Omnipotence as a Perfection of God
AbstractT
T
В статье представлен обзор современных отечественных и зарубежных исследований психологизма как проблемы философии логики. Обсуждаются и уточняются некоторые параметры рассмотрения психологизма, формулируются возможные направления историко-логического анализа парадигмы психологизма. Исходя из этого, даются замечания о классическом психологизме Д.С. Милля и о его рецепции в России последней четверти XIX — первой четверти XX века.
T
Анализируется авторский образ логики С.И. Поварнина, выявляются неформальные элементы теории суждений и умозаключений, связи логики и психологии, логики и мышления; дается оценка логического учения Поварнина в контексте антитезы “психологизм — антипсихологизм”, оценивается вклад Поварнина в педагогику логики.
T
Индоктринация — внерациональное убеждение, условием которого является доверие, а результатом — вера. Парадокс индоктринации, сформулированный К. Макмилланом на основе идей позднего Витгенштейна, состоит в признании внерациональной процедуры индоктринации условием формирования рационального, а, значит, критичного в отношении любой индоктринации субъекта. Задача статьи — предложить нормативное разрешение парадокса индоктринации в логике социального софтвера, связанное с переходом к интерактивным и динамическим моделям рациональности. Принимается методологическая установка экономики конвенций: в силу неполноты любого правила координирующую функцию в социальном софтвере выполняют не институты — известные всем правила игры, а их межсубъектные интерпретации, осуществляемые участниками игры с соответствии с взаимными ожиданиями. Индоктринация (согласие с правилами игры) оказывается, таким образом, не парадоксально-внерациональным предпосылочным условием рациональности, а динамическим компонентом рационального протокола — дистрибутивных социальных алгоритмов, основанных на общем знании.
I
В статье предлагается модель представления субъекта убеждения об адресате. Анализируется способ взаимодействия модели мира и опор убеждения в структуре представления об адресате. Обосновывается возможность применения для построения такой модели аппарата когнитивного картирования, предложенного В.Н. Брюшинкиным.
T
В статье строится когнитивная модель аргументации для фрагмента трактата И. Канта «К вечному миру». Построенная модель представляет собой карту, отображающую каузальные связи представлений. В системе представлений, организованных каузальными связями, выделяются две подсистемы: дескриптивная (онтология аргументации) и аксиологическая (опоры убеждений). На основе анализа онтологии и опор убеждения воспроизводится структура аргументации, а также реконструируются неявно выраженные в тексте связи представлений.
T
Исследуется возможность решения задачи построения онтологии в системной модели аргументации средствами формальной онтологии Basic Formal Ontology. Дается описание ее основных характеристик: перечисление системы категорий (универсалий) двух ее формальных субонтологий SNAP и SPAN и приводятся виды формальных отношений между ними. Даются практические советы по конструированию онтологии и пример онтологического анализа текста.
T
В статье анализируются глобальные и локальные, объективные и субъективные аспекты диалектики государственного управления и государственного строительства в вариантах глобального управления, глобальной управляемости, глобального регулирования.
T
В статье, исходя из такой важной функции языка, какой является его аргументативная функция, выделяемой Карлом Поппером, наряду с остальными тремя функциями (функциями выражения, сигнальной и дескриптивной), которые он называет вслед за Карлом Бюлером, а также опираясь на когнитивную модель аргументации, разработанную проф. В.Н. Брюшинкиным, делается попытка на материале романа Т. Манна «Будденброки» показать, что аргументация в художественном тексте находится «на службе» у эстетической функции языка, выступая одним из важных средств создания художественного образа персонажей.
T