Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Перелом или тупик? Дебаты в рамках теологической рецепции кантовской философии

Watershed or Cul-de-Sac? Disputes in the Theological Reception of Kant’s Philosophy
DOI
10.5922/0207-6918-2021-4-5
Страницы / Pages
121-155

Аннотация

Кантовский поворот к субъекту изменил эпистемологические условия для теологии. Рассматриваются четыре интеллектуальные предпосылки возражений: аристотелевский и томистский телеологический порядок природы (1); августинизм, в основе которого лежит концепция первородного греха и в котором человеческая активность полностью приписывается Божьей благодати (2); гегелевская критика деонтологической концепции «безусловного долженствования», которая также ставит под вопрос постулат Канта о существовании Бога (3); соединение в радикальной ортодоксии постмодернистской критики субъекта, августиновского взгляда на человеческую природу и монистического понимания Троицы (4). Их различным диагнозам, объясняющим, почему работа Канта зашла в тупик, противопоставляются теологические позиции, которые воспринимают ее как переломный момент: она совершила переход от онтологии к человеческой субъектности; от биологически передаваемого неотвратимого греха к свободе для доброго и злого; от строгой взаимности к неограниченному объему этики, сталкивающейся с вопросом о смысле; и от осуждения светского как «еретического» к определению его как подлинного пространства свободных, созданных Богом человеческих аналогов, которое, согласно позднесредневековой теологии Дунса Скота, предвосхищает концепцию автономии Канта. Стандартом, по которому оцениваются теологии, является то, насколько они соответствуют новозаветному учению о спасении в Иисусе Христе. В заключении утверждается, что обращение Канта к свободе в ее безусловности и завершенности открыло такую форму мышления, в которой истина Евангелия обрела более адекватные категории понимания, чем в более ранние эпохи.

Abstract

Kant’s turn to the subject has changed the epistemological conditions for theology. Four intellectual backgrounds of objections are examined: an Aristotelian and Thomistic teleological order of nature (1); Augustinianism based on original sin in which human agency is completely attributed to God’s grace (2); a Hegelian critique of the deontological conception of an “unconditional ought” which also puts Kant’s postulate of the existence of God into question (3); the combination in Radical Orthodoxy of a postmodern critique of the subject, an Augustinian view of human nature, and a monistic understanding of the Trinity (4). Their different diagnoses why Kant’s work constitutes a cul-de-sac are contrasted with theological positions that welcome it as a watershed: its move from ontology to human subjectivity; from a biologically transmitted inescapable sin to a freedom for good and evil; from a strict reciprocity to an unlimited scope of ethics that is faced with the question of meaning; and from condemning the secular as “heretical” to defining it as the genuine space of the free human counterparts created by God, according to Duns Scotus’s late medieval theology which anticipates Kant’s concept of autonomy. The standard by which theologies are judged is how they do justice to the New Testament’s message of salvation by Jesus Christ. The Conclusion argues that Kant’s turn to freedom in its unconditionality and finitude has opened up a thought form in which the truth of the Gospel finds more adequate categories of understanding than in those of earlier eras.

Список литературы

Кант И. Критика практического разума // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤а. Т. ٤. С. ٣٧٣—٥٦٥.

Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤б. Т. ٣.

Кант И. Религия в пределах только разума // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤в. Т. ٦. С. ٥—٢٢٢.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М. : Весь мир, 2002.

Anzenbacher A. Einführung in die Ethik. Düsseldorf : Patmos, 1992.

Anzenbacher A. Sozialethik als Naturrechtsethik // Jahrbuch für Christliche Sozialwissenschaften. 2002. Vol. 43. S. 14–32.

Auer A. Autonome Moral und sittlicher Glaube. 2. Auflage. Düsseldorf : Patmos, 1984.

Baur F. C. [Anzeige der beiden academischen Schriften.] Primae Rationalismi et Supranaturalismi historiae capita potiora. Pars I. De Gnosticorum Christianismo ideali. Pars II. Comparatur Gnosticismus cum Schleiermacherianae theologiae indole // Tübinger Zeitschrift für Theologie. 1828. Vol. ١. S. ٢٢٠—٢٦٤.

Baur F. C. Primae Rationalismi et Supranaturalismi historia capita potiora, Pars II: Comparatur Gnosticismus cum Schleiermacherianae theologiae indole (Tübinger Osterprogramm). Tübingen : Hopferi de l’Orme, 1827.

Baur F. C. Die christliche Lehre von der Versöhnung in ihrer geschichtlichen Entwicklung von der ältesten Zeit bis auf die neueste. Tübingen : Osiander, 1838.

Bielefeldt H. Verrechtlichung als Reformprozess. Kants Konstruktion der Rechtsentwicklung // Recht  — Geschichte — Religion. Die Bedeutung Kants für die Gegenwart / hrsg. von R. Langthaler, H. Nagl-Docekal. Berlin : Akademie Verlag, 2004. S. 73—84.

Essen G. Abschied von der Seelenmetaphysik. Eine theologische Auslotung von Kants Neuansatz in der Subjektphilosophie // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 187—223.

Essen G., Pröpper T. Aneignungsprobleme der christologischen Überlieferung. Hermeneutische Vorüberlegungen // Gottes ewiger Sohn. Die Präexistenz Christi / hrsg. von R. Laufen. Paderborn : Schöningh, 1997. S. 163—178.

Farley M. A Framework for Moral Discernment // Catholic Theological Ethics, Past, Present, and Future: the Trento Conference / ed. by J. Keenan. Maryknoll, NY : Orbis, 2011. P. 138—146.

Firestone C. L., Jacobs N. A., Joiner J. H. Introduction // Kant and the Question of Theology / ed. by C. L. Firestone, N. A. Jacobs, J. H. Joiner. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. P. 1—10.

Forschner M. Über die verschiedenen Bedeutungen des ‘Hangs zum Bösen’ // Immanuel Kant, Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft / hrsg. von O. Höffe. Berlin : Akademie-Verlag, 2011. S. 71—90.

Gula R. Natural Law Today // Natural Law and Theology / ed. by C. Curran, R. McCormick. Mahwah, NJ : Paulist Press, 1991. P. 369—391.

Habermas J. Auch eine Geschichte der Philosophie. Berlin : Suhrkamp. 2019a. Bd. 1.

Habermas J. Auch eine Geschichte der Philosophie. Berlin : Suhrkamp, 2019б. Bd. 2.

Häring H. Die Macht des Bösen. Das Erbe Augustins. Zürich ; Köln ; Gütersloh : Benziger und Gütersloher Verlagshaus, 1979.

Hoff J. The Rise and Fall of the Kantian Paradigm of Modern Theology // The Grandeur of Reason. Religion, Tradition and Universalism, with a Foreword by Angelo Cardinal Scola / ed. by P. M. Candler, C. Cunningham. L. : SCM Press, 2010. P. 167—196.

Höffe O. Can Virtue Make Us Happy? The Art of Living and Morality / ed. by A. Bunch. Evanston, Ill : Northwestern University Press, 2010.

Hübenthal C. Autonomie als Prinzip. Zur Neubegründung der Moralität bei Kant // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 95—128.

Hübenthal C. Grundlegung der christlichen Sozialethik. Versuch eines freiheitsanalytisch-handlungsreflexiven Ansatzes. Münster : Aschendorff, 2006.

Hübenthal C. Ethische Begründung aus dem theologischen Grund des Säkularen. Eine katholische Sicht // Ökumenische Ethik / hrsg. von T. Weißer Fribourg : Academic Press ; Fribourg ; Würzburg : Echter, 2018. S. 45—63.

Hübenthal C. The Secular // Handbook of Public Theology / ed. by C. Hübenthal, C. Alpers. L. : T&T Clark, 2022 (в печати).

Junker-Kenny M. Approaches to Theological Ethics. Sources, Traditions, Visions. L. : T&T Clark, 2019.

Junker-Kenny M. Self, Christ and God in Schleier­macher’s Dogmatics. A Theology Reconceived for Modernity. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2020.

Junker-Kenny M. “The Bold Arcs of Salvation History”. Faith and Reason in Jürgen Habermas’s Reconstruction of the Roots of European Thinking. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2022 (в печати).

Kleingeld P. Nature or Providence? On the Theoretical and Moral Importance of Kant’s Philosophy of History // American Catholic Philosophical Quarterly. 2001. Vol. 75, № 2. P. 201—219.

Kobusch T. Christliche Philosophie. Die Entdeckung der Subjektivität. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006.

Kobusch T. Selbstwerdung und Personalität. Tübingen : Mohr Siebeck, 2018.

Körtner U. Evangelische Sozialethik. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1999.

Langenfeld A., Lerch M. Theologische Anthropologie. Paderborn : Schöningh, 2018.

Liebing H. Ferdinand Christian Baurs Kritik an Schleiermachers Glaubenslehre. Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1957. Bd. 54, № 2. P. 225—243.

MacNamara J. V. The Truth in Love: Reflections on Christian Morality. Dublin : Gill & Macmillan, 1988.

Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Malden, MA : Blackwell, 2006.

Murrmann-Kahl M. Immanuel Kants Lehre vom Reich Gottes. Zwischen historischem Offenbarungsglauben und praktischem Vernunftglauben // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 251—274.

O’Donovan О., Lockwood O’Donovan J. The Bonds of Imperfection, Christian Politics, Past and Present. Grand Rapids, M : Eerdmans, 2004.

Pröpper T. Erlösungsglaube und Freiheitsgeschichte. Eine Skizze zur Soteriologie. München : Kösel, 1991.

Pröpper T. Theologische Anthropologie. Freiburg : Herder, 2011. Vol. 2.

Ricoeur P. Hope and the Structure of Philosophical Systems (1970) // Figuring the Sacred, Religion, Narrative and Imagination / ed. by M. Walker. Minneapolis : Augsburg Fortress, 1995. P. 203—216.

Schleiermacher F. D.E. The Christian Faith (1830/31) / ed. by H. R. Mackintosh, J. S. Stewart. Edinburgh : T&T Clark, 1986.

Schönecker D., Wood A. W. Kants Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Ein einführender Kommentar. Paderborn : Schöningh, 2002.

Siep L. Natural Law and Bioethics // Human Nature and Natural Law, Concilium / ed. by L. S. Cahill, H. Haker, E. Messi Metogo. L. : SCM, 2010. P. 44—67.

Stosch K. Transzendentaler Kritizismus und Wahrheitsfrage // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 46—94.

Striet M. “Erkenntnis aller Pflichten als göttlicher Gebote”. Bleibende Relevanz und Grenzen von Kants Religionsphilosophie // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 162—186.

Wendel S. Nicht naturalisierbar: Kants Freiheits­begriff // Kant und die Theologie / hrsg. von G. Essen, M. Striet. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2005. S. 13—45.