Формирование нарратива из перформатива в публичных коммуникациях
The formation of the narrative and the performative in public communication- DOI
- 10.5922/2225-5346-2020-1-2
- Страницы / Pages
- 34-49
Аннотация
Нарративы и перформативы со времен британского философа Джона Остина представляют собой противоположные понятия, входящие в объем родового понятия речевой акт. При этом понятия были разделены по признаку присутствия в тексте повествования или побуждения, описания или императива. Перформатив, как и нарратив, создается под давлением различных внешних факторов, связанных с системой публичных коммуникаций, окружающих автора, и множества резонов и доводов, находящихся в его сознании как отражения процессов, происходящих во внешней среде. Все эти факторы влияния переплавляются в процессе создания текста, и зритель (читатель) потребляет уже готовую информацию, которая неизменно несет на себе отпечаток габитуса автора. В процессе создания текста автор передает свои желания, свое отношение к выбранной проблематике. Цель исследования — найти ответы на два вопроса. Может ли нарратив в своей основе содержать явную манипуляционную основу или скрытое побуждение? Служит ли картина мира, частично формирующаяся под воздействием нарративов, примером для принятия решения в ситуации, которая может возникнуть у читателя (зрителя)? Таким образом, необходимо выяснить отношения между перформативом и нарративом, которые могут быть нескольких видов. Для ответа на исследовательские вопросы рассматривается генезис нарративов, анализируются возможные сочетания нарративов и перформативов, определяется влияние перформативов на формирование интенционной составляющей нарратива. В результате исследования можно утверждать, что каждый нарратив содержит в себе не менее одного перформатива и что нарратив основан на перформативе и в различных видах содержит манипуляционную составляющую.
Abstract
Since the British philosopher John Austin, narratives and performatives have been considered as opposite concepts covered by the generic concept of speech act. At the same time, these concepts were separated according to whether a narrative, inducement, a description, or an imperative was present in the text. Similar to the narrative, the performative is created under pressure from various external factors associated with the system of public communications, to which the author is exposed, and a multitude of reasons that reflect in his or her mind external processes. All these factors and influences transmute in the course of text creation; the viewer/reader consumes ready-made information, which invariably bears an imprint of the author's habitus. When creating a text, the author conveys his or her desires and expresses his or her attitude to the chosen problem. This study aims to answers two questions. Can a narrative have at its core an explicit manipulative basis or a hidden motive? Can the picture of the world, which develops, inter alia, under the influence of narratives, serve as a pattern for decision-making by the viewer/reader? It is necessary to this end to identify the relationship between the performative and the narrative (there are several types of these relationships). To answer the above question, the genesis of narratives is considered, possible narrative–performative combinations analysed, and the effects of performatives on the formation of the intentional component of the narrative established. The findings suggest that each narrative contains at least one performative and that the narrative is based on the performative and contains a manipulative component.
Список литературы
Агеева Н. А. Наррация и анарративность в монодраме Я. Пулинович «Наташина мечта» // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 151—160.
Герасимов С. В. Замыкая круг манипуляций //Философские науки. 2015. № 5. С. 34—41
Герасимов С. В. Событие как управленческая функция генерации социальной реальности // Человек. Культура. Образование. 2017. № 1 (23). С 68—83.
Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2011. Т. 1, ч. 1 : Исследования по феноменологии и теории познания.
Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры. М., 1998. Т. 1.
Зинкевич О. В. Локализация как процесс лингвистической трансформации структуры и содержания динамического текста // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111) С. 135—137.
Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. № 1. С. 3—9.
Петухов В. В. Гражданское общество и власть: сотрудничество или противостояние? // Вестник Института социологии. 2012. № 5. С. 240—246.
Проскурин С. Г. Лингвокультурный трансфер: представления о мире в древних традициях // Критика и семиотика. 2017. № 1. С. 220—232.
Рассел Б. История западной философии : в 3 кн. СПб., 2001.
Тульчинский Г. Л. Оценочно-эмоциональные факторы смыслообразования: нормативно-ценностные паттерны нарративов культуры // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4 (30). С. 165—175.
Тюпа В. И. Драматургия как тип высказывания // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 7—16.
Уэст Д. Континентальная философия. Введение. М., 2015.
Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч. : в 2 т. М., 1996. Т. 1.
Blank A. Why do new meanings occur? A cognitive typology of the motivations for lexical Semantic change // Blank A., Koch P. Historical Semantics and Cognition. Berlin ; N. Y., 1999. Р. 61—90.
Reference
Ageeva, N. A., 2015. Narration and anarrativity in the monodrama J. Pulinovich "Natasha dream". Nauchnyi dialog [Scientific dialogue], 12 (48), pp. 151—160 (in Russ.).
Gerasimov, S. V., 2015. Closing the circle of manipulations. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 5, pp. 34—41 (in Russ.).
Gerasimov, S. V., 2017. Event as a managerial function of generating social reality. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. The culture. Education], 1 (23), pp. 68—83 (in Russ.).
Husserl, E., 2011. Logicheskie issledovaniya. Ch.1: Issledovaniya po fenomenologii i teorii poznaniya [Logical research. Part 1: Studies in phenomenology and theory of knowledge]. Vol. 1. Translated from German by V. I. Molchanova. Moscow: Akademicheskij proekt (in Russ.).
Genette, G., 1998. Boundaries of narrative. In: Z. Zhenett, ed. Figury [Figures]. Vol. 1. Moscow (in Russ.).
Zinkevich, O. V., 2018. Localization as a process of linguistic transformation of the structure and content of a dynamic text. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta [Proceedings of St. Petersburg State University of Economics], 3 (111), pp. 135—137 (in Russ.).
Likhachev, D. S., 1993. The conceptosphere of the Russian language. Izvestiya RAN. Seriya lite-ratury i yazyka [The Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language], 1, pp. 3—9 (in Russ.).
Petukhov, V. V., 2012. Civil society and government: cooperation or confrontation. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 5, pp. 240—246 (in Russ.).
Proskurin, S. G., 2017. Linguocultural transfer: ideas about the world in ancient traditions. Kritika i semiotika [Criticism and semiotics], 1, pp. 220—232 (in Russ.).
Russel, B., 2001. Istoriya zapadnoi filosofii: v 3 kn. [History of Western Philosophy: in 3 books]. Translated from English by V. V. Celishcheva. St. Petersburg (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 2018. Evaluative-emotional factors of sense-formation: normative value patterns of cultural narratives. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. The culture. Education], 4(30), pp. 165—175 (in Russ.).
Tyupa, V. I., 2010. Dramaturgy as a type of utterance. Novyi filologicheskii vestnik [New Philological Bulletin], 3 (14), pp. 7—16 (in Russ.).
West, D., 2015. Kontinental'naya filosofiya. Vvedenie [Continental Philosophy. Introduction]. Translated from English by D. Yu. Kralechkin. Moscow: Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS (in Russ.).
Hume, D., 1996. A treatise on human nature. In: D. Hume, ed. Sochineniya v 2 t. [Compositions in 2 volumes]. Vol. 1. Moscow: Mysl'. pp. 203—204 (in Russ.).
Blank, A., 1999. "Why do new meanings occur? A cognitive typology of the motivations for lexical Semantic change". In: A. Blank and P. Koch, eds. Historical Semantics and Cognition. Berlin/New York: Mouton de Gruyter. pp. 61—90.