Особенности функционирования лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков
Lexemes with the stem –БОГ- (GOD) in hagiographic texts of the 15th—17th centuries- DOI
- 10.5922/2225-5346-2019-2-4
- Страницы / Pages
- 45-55
Аннотация
Рассматриваются лексемы, имеющие в своей структуре корень -бог-, которые используются в текстах житий XV—XVII веков не только в качестве номинанта понятия «Бог», но и для характеристики других объектов, явлений и т. п. Материалом исследования стали житийные тексты XV—XVII веков как один из источников формирования в сознании славян ценностной картины мира, основанной на аксиологии христианского вероучения. Цель исследования — выявление специфики использования лексем с корнем -бог- в указанных текстах, обнаружение их тесной связи между собой и с понятием «Бог», определение семантических критериев, по которым изучаемая группа лексики формирует парадигмы. Для исследования был избран комплексный подход, в основу которого положен наряду с общенаучными методами функционально-семантический анализ с элементами качественно-количественного, этимологического, контекстуального анализа и др. Результатом проведенного исследования стало обнаружение количественной неоднородности употребления лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков, что выразилось в доминировании лексемы богъ по отношению к другим лексемам с указанным корнем и в использовании композит с корнем -бог-, которые группируются по семантическим признакам «обозначение лиц, имеющих непосредственное отношение к Богу», «характеристика деятельности конкретной исторической личности», «абстрактное понятие», «реалия того времени», «полисемант». Большую группу составляют лексемы, употребляемые для характеристики человека, предмета или явления по признакам «достойный Бога», «(не) чтущий Бога», «обладающий божественной мудростью», «следующий по пути божьему», «тот, на кого (то, на что) воздействует Бог». Также было установлено, что лексемы с корнем бог- в житийных текстах XV—XVII веков входят в более широкую парадигму «соответствующий нормам христианского вероучения, имеющий положительную оценку — не соответствующий им, обладающий отрицательной оценкой», которая в свою очередь является основой аксиологии христианского вероучения.
Abstract
The article explores lexemes stemming from Rus. бог- (god), which were used in the texts of the XV—XVII centuries. This stem expressed the concept of God and was used as a means of characterization of objects, phenomena, etc. The material of the analysis was taken from the texts of the XV—XVII centuries, which are a valuable source of information for the study of the system of values of Slavs, based on the axiology of Christian dogmas. The aim of this research is to identify the specificity of these lexemes, their interconnection as well as their relatedness to the concept of God. I defined a number of semantic criteria, according to which the studied lexical group forms various paradigms. I argue that there is quantitative heterogeneity in the use of lexemes with the stem бог- (God) in the XV—XVII centuries. This heterogeneity was expressed in the dominance of the lexeme analysed over others. The identified lexemes are grouped according to the following semantic features: designation of people related to God, characteristics of the activity of a specific historical personality, an abstract concept, an object or a phenomenon of that time, or a polysemantic word. This large group of lexemes consists of the words characterizing a person, an object or a phenomenon on the basis of the following attributes — 'worthy of God's praise, '(not) worthy of praise', 'possessing Divine wisdom', 'following the path of God', etc. I argue that lexemes with the stem бог- (God) in the texts of the XV-XVII centuries are parts of a broader paradigm of 'conforming to the standards of Christian dogmas, positively assessed vs not corresponding to the standards, negatively assessed”. This assessment forms the basis of the axiology of the Christian doctrine.
Список литературы
Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. СПб., 1997. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070 (дата обращения: 05.09.2018).
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. СПб., 1904. URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01003718646#?page=1 (дата обращения: 05.09.2018).
Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых : 1—5. Варшава, 1902. URL: https://dlib.rsl.ru/01003704953 (дата обращения: 05.09.2018).
Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1975.
Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка : в 3 т. СПб., 1893.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. М., 1964—1973. Т. 1 : А — Д. 1964.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. М., 1993. Т. 1 : А — Пантомима.
Чернышева М. И. Именования Богородицы в древнерусской письменности: около 500 лексических единиц с объяснениями и комментариями. М., 2017.
Чернышева М. И. Уходящие слова, ускользающие смыслы: историко-лексикологические исследования // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10. Вып. 1 : Пространство и время текста. URL: http://
j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/t10v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1. 2015.71.pdf (дата обращения: 05.09.2018).
Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О. Н. Трубачева. М., 1974. Вып. 2 : bez-bratrъ. 1975.
Reference
Likhachev, D. S., ed., 1997. Biblioteka literaturyi Drevney Rusi [Library of literature of ancient Russia]. St. Petersburg. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=2070 [Accessed 5 September 2018] (in Russ.).
Belyaev, A. E., ed., 1904. Jitie protopopa Avvakuma, im samim napisannoe [Life of Protopopus Avvakum, written by him]. Saint-Petersburg. Available at: https://dlib. rsl.ru/viewer/01003718646#?page=1 [Accessed 5 September 2018] (in Russ.).
Kadlubovskiy, A. P., 1902. Ocherki po istorii drevnerusskoy literatury zhitiy svyatykh: 1—5 [Essays on the history of ancient literature of the lives of the saints: 1—5]. Warsaw. Available at: https://dlib.rsl.ru/01003704953 [Accessed 5 September 2018] (in Russ.).
Krys'ko, V. B., ed., 1975. Slovar russkogo yazyika XI-XVII vv. [Dictionary of the Russian language XI—XVII centuries]. Moscow (in Russ.).
Sreznevskii, I. I., 1893. Slovar drevnerusskogo yazyika: v 3 t. [Old Russian Dictionary: 3 volumes]. St. Petersburg (in Russ.).
Vasmer, M., 1964. Etimologicheskiy slovar russkogo yazyika: v 4 t. [Etymological dictionary of the Russian language: 4 vol.). Vol. 1. Moscow (in Russ.).
Chernykh, P. Ya., 1993, Istoriko-etimologicheskiy slovar sovremennogo russkogo yazyika: v 2 t. [Historical and etymological dictionary of the modern Russian language: 2 vol.]. Vol. 1. Moscow (in Russ.).
Chernysheva, M. I., 2017. Imenovaniya Bogoroditsy v drevnerusskoy pis'mennosti: Okolo 500 leksicheskikh yedinits s ob"yasneniyami i kommentariyami [Names of the Virgin in ancient Russian writing: About 500 lexical units with explanations and comments]. Moscow (in Russ.).
Chernysheva, M. I., 2015. Uhodyashchie slova, uskol'zayushchie smysly: istoriko-leksikologicheskie issledovaniya [Outgoing words, elusive meanings: historical and lexicological research]. Available at: http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/t10 v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.71.pdf [Accessed 5 September 2018] (in Russ.).
Trubachev, O. N., ed., 1974. Etimologicheskiy slovar slavyanskih yazyikov. Praslavyanskiy leksicheskiy fond [Etymological dictionary of Slavic languages. Slavonic lexical fund]. Vol. 2. Moscow (in Russ.).