Эстетико-семиотическая концепция А. Г. Баумгартена :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Эстетико-семиотическая концепция А. Г. Баумгартена

Title A. G. Baumgarten’s aesthetic-semiotic concept
Автор Васкиневич А. И.
Author(s) Vaskinevich A. I.
DOI 10.5922/2225-5346-2018-4-8
Страницы/Pages 93-105
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова семиотика, эстетика, знак, познание, Баумгартен
Keywords aesthetics, semiotics, sign, cognition, Baumgarten
Аннотация Рассматривается семиотическая концепция основателя эстетики Александра Готлиба Баумгартена. Подробно излагаются принципы знаковой теории, выраженной в его работе «Метафизика» (частях «Онтология» и «Психология»), где вводится основная семиотическая терминология. Особое внимание уделяется общему контексту труда Баумгартена «Эстетика», обусловливающему специфику получающих дальнейшее развитие семиотических идей. Семиотика в этой работе понимается как часть эстетики, «обозначающая эстетика». Указывается на неразрывность эстетики и семиотики в концепции Баумгартена, определяющего эстетику как науку о чувственном познании и выражении, которые принципиально нераздельны. Воззрения Баумгартена анализируются с исторической точки зрения, в сопоставлении с античными авторами, Дж. Локком, а также во взаимосвязи с дальнейшим развитием семиотики в XX веке, взглядами Ф. де Соссюра, Р. Барта. Особое место отводится связи эстетических и семиотических идей с понятием fundus animae, его трансформации из теологической сферы немец кой мистики в эстетику и гносеологию XVIII века и соотношению с эстетическими и семиотическими концепциями XX века. Подчеркивается значение Баумгартена для развития новых эстетических систем, отказывающихся от традиционных систем поэтики и риторики. Указывается на социальную значимость идей Баумгартена о совершенствовании чувственного познания как цели эстетики, развитых Ф. Шиллером в «Письмах об эстетическом воспитании человека».
Abstract (summary) In this article, we consider the semiotic concept developed by Alexander Gottlieb Baumgarten, a founder of modern aesthetics. We describe the principles of the semiotic theory, as expressed in Baumgarten's Metaphysica, particularly in the parts ‘Ontology’ and ‘Psychology’, in which he introduced the basic semiotic terminology. We pay special attention to the general context of Baumgarten’s Aesthetica. This context had determined the characteristics of the semiotic ideas that he developed later. In this work, semiotics is considered as part of aesthetics, as ‘denotative aesthetics’. Within Baumgarten’s concept, aesthetics and semiotics are closely interrelated. He described aesthetics as a science of essentially inseparable sensible cognition and expression. We analyse Baumgarten’s attitudes from a historical perspective and compare them with those of the ancient authors, John Locke, F. de Saussure, and R. Barthes. We emphasise the connection between the aesthetic and semiotic ideas, on the one hand, and the concept of fundus animae, on the other. We address the transition of the latter term from the theological realm of German mysticism to the aesthetics and gnosiology of the 18th century and examine its correlation with the 20th-century aesthetic and semiotic concepts. We stress the significance of Baumgarten’s ideas for the development of new aesthetic systems rejecting the traditional poetic and rhetorical systems. Baumgarten made an important contribution to the development of the idea of sensible cognition as the goal of aesthetics, which was formulated by F. Schiller in his Letters upon the Aesthetic Education of Man.
Список литературы Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Баумгартен А. Г. Метафизика // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2012. Т. 1, № 1/2. С. 141—156.
Баумгартен А. Г. Фрагменты по эстетике // История эстетики : в 5 т. М., 1964. Т. 2. С. 449—465.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 
Гилберт К., Кун Г. История эстетики : в 2 кн. М., 2000. Кн. 1.
Дили Дж. Литературная семиотика и доктрина знаков // Критика и семиотика. 2014. № 1. С. 18—29.
Иванов В. Л. «Метафизика» Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. Предисловие к переводу // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2012. Т. 1, № 1/2. С. 108—140.
Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. М., 2000. 
Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М., 2001. 
Локк Дж. Соч. : в 3 т. М., 1985.
Лосев А. Ф. История античной эстетики : в 8 т. М., 1992. Т. 8 : Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1.
Нарский И. С. Философско-эстетические идеи А. Баумгартена как один из стимулов теоретического развития И. Канта // Кантовский сборник. 1985. Вып. 1 (10). С. 40—51.
Прозерский В. В. У истоков эстетики // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 420—423.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
Фомин И. В. Семиотический фронтир: Сквозь глубины веков и границы дисциплин // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2017. № 7. С. 26—37.
Шатин Ю. В. Семиотика vs семиология: к вопросу о полноте знаковой теории // Критика и семиотика. 2015. № 2. С. 10—17.
Шеллинг Ф. В. Й. Соч. : в 2 т. М., 1989. Т. 2.
Шиллер Ф. Собр. соч. : в 7 т. М., 1957. Т. 6.
Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983. С. 102—117.
Adler H. Die Prägnanz des Dunklen. Gnoseologie, Ästhetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamburg, 1990.
Adler H. Fundus Animae — der Grund der Seele. Zur Gnoseologie des Dunklen in der Aufklärung // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1988. 62. Jg. Heft 2. S. 197—220.
Baumgarten A. G. Aesthetica. Traiecti cis Viadrum, 1750.
Baumgarten A. G. Aestheticorum pars altera. Francofurti cis Viadrum, 1758.
Baumgarten A. G. Metaphysica. Halae Magdeburgicae, 1739.
Baumgarten A. G. Metaphysica. Ed. VII. Halae Magdeburgicae, 1779.
Baumgarten A. G. Metaphysik. 9. Aufl. Halle, 1783а.
Baumgarten A. G. Texte zur Grundlegung der Ästhetik / lat.-dt. Hg. H. R. Schweizer. Hamburg, 1983б.
Baumgarten A. G. Theoretische Ästhetik. Die grundlegenden Abschnitte aus der „Aesthetica“ (1750/58) / lat.-dt. Hg. H. R. Schweizer. Hamburg, 1983в.
Franke U. Zeichenkonzeptionen in der Kunstphilosophie und Ästhetik von der Renaissance bis zum frühen 19. Jahrhundert // Semiotik. Ein Handbuch zu den zeichentheoretischen Grundlagen von Natur und Kultur / Hg. R. Posner, K. Robering, Th. A. Sebeok. Berlin ; N. Y., 1998. Bd. 2. S. 1232—1262.
Haas A. M. Eckehart, Meister // Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg u. a., 1995. Bd. 3. S. 443—446.
Herder J. G. Werke : in 10 Bdn. Frankfurt a/M, 1985. Bd. 1 : Frühe Schriften. 1764—1772.
Nöth W. Handbuch der Semiotik. 2. Aufl. Stuttgart ; Weimar, 2000.
Pfeifer F. (Hg.) Deutsche Mystiker des 14. Jahrhunderts : in 2 Bdn. Bd. 2 : Meister Eckhart. Leipzig, 1857.
Reference Asmus, W. F., 1963. Nemetskaja estetika ХVIII veka. [German Aesthetics of the 18th Century]. Moscow (in Russ.).
Barthes, R., 1994. Izbrannyje raboty: Semiotika. Poetika. [Selected Works: Semiotics. Poetics]. Moscow (in Russ.).
Baumgarten, A. G., 2012. Metaphysics. EINAI: Problemy filisofii I teologii [EINAI: The Problems of Philosophy and Theology]. 1(1/2), pp. 141—156 (in Russ.).
Baumgarten, A. G., 1964. Aesthetic fragments. Istorija estetiki [A History of Aesthetics]. Vol. 2. Moscow, pp. 449—465 (in Russ.).
Bely, A., 1994. Simvolism kak miroponimaniye [Symbolism as Worldview]. Moscow (in Russ.).
Gilbert, K., Kuhn, H., 2000. Istoriya estetiki [A History of Esthetics]. Vol. 1. Moscow (in Russ.).
Deely, J., 2014. Literary semiotics and the doctrine of signs. Kritika I semiotika [Criticism and Semiotics], 1, pp. 18—29 (in Russ.).
Ivanov, V. L., 2012. Baumgarten “Metaphysics” in the Tradition of the German School Philosophy of the 18th Century. Preface to the Translation. EINAI: Problemy filisofii I teologii [EINAI: The Problems of Philosophy and Theology], 1(1/2), pp. 108—140 (in Russ.).
Croce, B., 2000. Estetika kak nauka o vyrazhenii I obshchaya linguistika [Aesthetics as a Science of Expression and General Linguistics]. Moscow (in Russ.). 
Leontyev, A. A., 2001. Deyatelny um (Deyatelnost, Znak, Lichnost) [Active Mind (Activity. Sign. Personality]. Moscow (in Russ.).
Locke, J., 1985. Sochineniya [Works]. Moscow (in Russ.).
Losev, A., 1992. Istoriya antichnoy estetiki [The History of Classical Aesthetics]. Vol. 8/1. Moscow (in Russ.).
Narsky, I. S., 1985. Philosophic-Aesthetic Ideas of A. Baumgarten as an Impetus for Kant’s Theoretical Development. Kantovsky sbornik [Kantian Journal], 1(10), pp. 40—51 (in Russ.).
Prozersky, V. V. At the Beginning of Aesthetics. Kazansky pedagogichesky zhurnal [Kazan pedagogical Journal], 4, pp. 420—423 (in Russ.).
Saussure, F. de, 1977. Trudy po yazykoznaniyu [Works on Linguistics]. Moscow (in Russ.).
Fomin, I., 2017. Semiotic frontier: Through centuries and across disciplines. METOD: Moskowsky yezhegodnik trudov iz obshchestvovedcheskikh distsiplin [Method: Moscow annual of works to social sciences], 7, pp. 26—37 (in Russ.). 
Shatin, Yu. V., 2015. Semiotics vs semiology: about completeness of the theory of signs. Kritika I semiotika [Criticism and Semiotics], 2, pp. 10—17 (in Russ.). 
Schelling, F. W. J., 1989. Sochinenya [Works]. Vol. 2. Moscow (in Russ.).
Schiller, F., 1957. Sobraniye sochineniy [Collected works]. Vol. 6. Moscow (in Russ.).
Eckhart, M., 1991. Duhovnye propovedi I rassuzhdenya [Spiritual Sermons and Reflections]. Moscow (in Russ.).
Jakobson, R., 1983. In search of the Essence of Language. Semiotika [Semiotics], pp. 102—117 (in Russ.).
Adler, H., 1990. Die Prägnanz des Dunklen. Gnoseologie, Ästhetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamburg.
Adler, H., 1988. Fundus Animae — der Grund der Seele. Zur Gnoseologie des Dunklen in der Aufklärung. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 62/2, pp. 197—220.
Baumgarten, A. G., 1750. Aesthetica. Traiecti cis Viadrum: Kleyb. Baumgarten, A. G., 1758. Aestheticorum pars altera. Francofurti cis Viadrum: Kleyb.
Baumgarten, A. G., 1739. Metaphysica. Halae Magdeburgicae: Hemmerde.
Baumgarten, A. G., 1779. Metaphysica. Ed. VII. Halae Magdeburgicae.
Baumgarten, A. G., 1783. Metaphysik. 9. Aufl. Halle.
Baumgarten, A. G., 1983. Texte zur Grundlegung der Ästhetik. Lat.-dt. Hg. H. R. Schweizer. Hamburg: Meiner.
Baumgarten, A. G., 1983. Theoretische Ästhetik. Die grundlegenden Abschnitte aus der „Aesthetica“ (1750/58). Lat.-dt. Hg. H. R. Schweizer. Hamburg: Meiner. Franke, U., 1998. Zeichenkonzeptionen in der Kunstphilosophie und Ästhetik von der Renaissance bis zum frühen 19. Jahrhundert. In: Hg. R. Posner, K. Robering, eds. Semiotik. Ein Handbuch zu den zeichentheoretischen Grundlagen von Natur und Kultur.Vol. 2. Berlin, New York: Gruyter, pp. 1232—1262.
Haas, A. M., 1995. Eckehart, Meister. In: Lexikon für Theologie und Kirche. Vol. 3. Freiburg u. a.: Herder, pp. 443—446.
Herder, J. G., 1985. Werke. Vol. 1. Fr. a. M.: Deutscher Klassiker Verlag.
Nöth W., 2000. Handbuch der Semiotik. Stuttgart, Weimar: Metzler.
Pfeifer, F. (Hg.), 1857. Deutsche Mystiker des 14. Jhs. Vol. 2. Meister Eckhart. Leipzig: Göschen.

Назад в раздел