Слово.ру: Балтийский акцент

2018 Том 9 №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

К проблеме смысла в социальной семиотике: глубокая семиотика как концептуальное расширение социальной семиотики

The problem of meaning in Social Semiotics: deep semiotics as a conceptual extension of Social Semiotics
DOI
10.5922/2225-5346-2018-4-2
Страницы / Pages
15-26

Аннотация

Знаковые системы связаны с социальными практиками, в которых они служат средством фиксации, хранения и распространения социального опыта. Они воздействуют на сознание человека с целью изменения характера осмысления действительности, смысловой картины мира и поведения. Знаковая функция выполняется практически каждым артефактом культуры. Развитие знаковых систем породило специальные знаки, которые замещают артефакты, обозначая их. Иконические знаки делают это на основании отношения подобия, индексные знаки на основе каузального отношения, символы — на основе социальной конвенции. Язык является важнейшей системой символизации. Фактически язык является путеводителем по нормативно-ценностным системам социально-культурной практики. В работе представлена модель глубокой семиотики как смысловой структуры социального опыта, которая опредмечивается в материальной форме знака (означающем). Эта структура включает материальную форму знака, его предметное значение, социальное значение и личностный смысл (оценочное отношение и переживание). Эта структура представляет уровни и динамику процесса усвоения социального опыта, его субъективацию (распредмечивание, понимание). Одновременно модель демонстрирует объективацию (опредмечивание, воплощение) опыта. Компоненты смысловой структуры предстают также уровнями осмысления: идентификацией, референцией, интерпретацией, оценкой и эмпатией (сопереживанием, вчувствованием).

Abstract

Semiotic systems are closely associated with social practices, within which the former record, store, and disseminate social experience. These systems affect the human consciousness to change the semantic picture of the world, behaviour, and the way one perceives reality. Almost all cultural artefacts perform the function of a sign. As a semiotic system develops special signs emerge to replace the artefacts by denoting them. Iconic signs are based upon resemblance, index signs upon a causal relationship, and symbols on social conventions. Language is the most important system of symbolisation. Indeed, language serves as a guide to the systems of rules, values, and socio-cultural practices. In this paper, I present a model of deep semiotics, which is interpreted as a semantic structure of social experience objectified into a sign. This structure includes the material form, the referential meaning, and the personal meaning (attitudes and experiences) of the sign. This model describes the levels and dynamics of the assimilation and subjectification (de-objectification, understanding) of social experience. At the same time, the model demonstrates the objectification of experience. The components of the semantic structure represent the levels of understanding – identification, referencing, interpretation, evaluation, and empathy.

Список литературы

Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М., 2003.
Анкерсмит Ф. Р. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М., 2014.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975.
Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М., 2018.
Какабадзе З. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.
Кошелев А. Д. (ред.). Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
Тульчинский Г. Л. В каком смысле возможна теория смысла // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985. С. 108—127.
Тульчинский Г. Л. Нормативно-ценностная природа осмысления действительности. Л., 1987.
Тульчинский Г. Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986.
Тульчинский Г. Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы.
Lewiston; Queenston; Lampeter, 2001.
Тульчинский Г. Л. Тело свободы. СПб., 2006.
Bentham J. Theory of Legislation [1802]. L., 1896.
Halliday, M. A. K. Language as social semiotics: The social interpretation of language and meaning. Maryland, 1978.
Leeuwen T. van. Introducing Social Semiotics. N. Y., 2005. Morris Ch. W. Foundation of the Theory of Signs. Chicago, 1938.
Press Thibault P. J. Social semiotics as praxis: Text, social meaning making, and Nabokov’s Ada. Minneapolis, 1991.
Randviir A. Mapping the World: Towards a Sociosemiotic Approach to Culture. Tartu, 2004.

Reference

Ankersmit, F., 2003. Narrativnaya logika. Semanticheskii analiz yazyka istorikov [Narrative logic. Semantic analysis of the language of historians]. Moscow (in Russ.).
Ankersmit, F., 2014. Esteticheskaya politika. Politicheskaya filosofiya po tu storonu fakta i tsennosti [Aesthetic policy. Political philosophy on the other side of fact and value]. Moscow (in Russ.).
Bakhtin, M. M., 1975. Voprosy literatury i estetiki: Issledovaniya raznykh let [Questions of literature and aesthetics: Studies of different years]. Moscow (in Russ.).
Bogatyrev, P. G., 1971. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the theory of folk art]. Moscow (in Russ.).
Vygotskii, L. S., 1960. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii [The development of higher mental functions]. Moscow (in Russ.).
Inglehart, R., 2018. Kul'turnaya evolyutsiya. Kak izmenyayutsya chelovecheskie motivatsii i kak eto menyaet mir [Cultural evolution. How human motivation changes and how it changes the world]. Moscow (in Russ.).
Kakabadze, Z. M., 1985. Problema chelovecheskogo bytiya [The problem of human existence]. Tbilisi (in Russ.).
Koshelev, A. D., ed., 1994. Yu. M. Lotman i tartusko-moskovskaya semioticheskaya shkola [Yu. M. Lotman and the Tartus-Moscow Semiotic School]. Moscow (in Russ.).
Leontyev, D. A., 2003. Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 1985. In what sense is the theory of meaning possible. In: V. V. Tselishchev, V. N. Karpovich, eds. Filosofskie osnovaniya nauchnoi teorii [Philosophical foundations of scientific theory]. Novosibirsk, pp. 108—127 (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 1987. Normativno-tsennostnaya priroda osmysleniya deistvitel'nosti [The normative value nature of the understanding of reality]. Leningrad (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 1986. Problema osmysleniya deistvitel'nosti [Problem understanding of reality]. Leningrad (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 2001. Freedom and meaning. A new shift in the humanitarian paradigm. In: Rossiiskie issledovaniya v gumanitarnykh naukakh [Russian studies in the humanities]. Vol. 16. Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press (in Russ.).
Tul'chinskii, G. L., 2006. Telo svobody [Body freedom]. St. Petersburg (in Russ.).
Bentham, J., 1896. Theory of Legislation. London.
Halliday, M. A. K., 1978. Language as social semiotics: The social interpretation of language and meaning. Maryland: University Park Press.
Leeuwen, T., 2005. Introducingё Social Semiotics. New York: Routledge.
Morris, Ch. W., 1938. Foundation of the Theory of Signs. Chicago: The University of Chicago Press.
Thibault, P. J., 1991. Social semiotics as praxis: Text, social meaning making, and Nabokov’s Ada. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Randviir, A., 2004. Mapping the World: Towards a Sociosemiotic Approach to Culture. Tartu: Tartu University.