Между верой и безверием: тема жизни и смерти в романе Ю. Н. Иванова «Танцы в крематории: десять эпизодов кёнигсбергской жизни» :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Между верой и безверием: тема жизни и смерти в романе Ю. Н. Иванова «Танцы в крематории: десять эпизодов кёнигсбергской жизни»

Title Between faith and disbelief: the theme of life and death in Yu. N. Ivanov’s novel Dances in the Crematory: Ten Episodes from the Life of Königsberg
Автор Малащенко В. В.
Author(s) Malashchenko V. V.
DOI 10.5922/2225-5346-2018-3-5
Страницы/Pages 72-81
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова Ю. Н. Иванов, Кёнигсберг, Калининград, жизнь, смерть, Бог, вера
Keywords Yu. N. Ivanov, Königsberg, Kaliningrad, life, death, God, faith
Аннотация В ходе исследования темы жизни и смерти в романе Ю. Н. Иванова «Танцы в крематории» структурно-семантическому анализу подвергается фрагментарный хронотоп, идейно-тематический и сюжетно-композиционный уровни произведения. Доказывается, что принцип фрагментарности максимально полно реализован писателем в структуре всего произведения, и, в первую очередь, в хронотопе романа, что напрямую связано с фрагментарно-дискретной структурой человеческого сознания и памяти, в том числе духовной, закрепляющей определенные, наиболее яркие события и эпизоды жизни главного героя в текстовом пространстве романа. Выявляется, что принцип фрагментарности на идейно-тематическом уровне манифестирован в романе в форме ряда знаковых тем-антитез, бинарных оппозиций (мир / война, жизнь / смерть, добро / зло, любовь / ненависть, вера / безверие, Бог / дьявол), которые маркируют специфику авторского мировосприятия и семантически интегрируют различные смыслы романа — субъективный, психологический, моральный, философский, художественный. Исследуемые оппозиции актуализируют центральный лейтмотив романа, метафору дороги как жизненного пути человека и основную моральнофилософскую идею-дилемму романа — трагическую судьбу человека, выбирающего собственную дорогу в жизни через преодоление смерти жизнью. Проясняется корреляция тем жизни и смерти, ориентированных в романе в сторону трудной, но безусловной, победы жизни над смертью. Прослеживается постепенное обращение автобиографического героя-нарратора к вере и Богу. Доказывается применение автором в поэтике романа такого художественного приема, как уплотнение сюжета и идеи в форму двух символических метафор — танцы в крематории и зоопарк, показывающих возрождение и торжество жизни в трагедийном пространстве разрушенного войной Кёнигсберга / Калининграда.
Abstract (summary) In exploring the themes of life and death in Yu. N. Ivanov’s novel Dances in the Crematory, I carry out a structural-semantic analysis of the fragmentary chronotope and the ideational- thematic and plot-compositional levels of the novel. I demonstrate that the principle of fragmentarity is utilised by the author to the full extent across the novel, primarily, in its chronotope. The latter is closely connected with the fragmentary-discrete structure of human consciousness and memory, including the spiritual memory, which secures the most vivid events and episodes from the life of the main character in the textual space of the novel. I prove that, at the ideational-thematic level, the principle of fragmentarity is manifested in the novel in the form of a series of antithesis themes and binary oppositions (peace/war, life/death, god/evil, love/hate, faith/disbelief, God/devil), which reveal the author’s worldview and integrate semantically different dimensions of the novel — subjective, psychological, moral, philosophical, and fictional ones. These oppositions emphasise the novel’s leitmotif (the metaphor of the road as a person’s life journey) and its central moral-philosophical idea and dilemma — the tragic fate of a person who has chosen the independent path of overcoming death with life. I stress the correlation between the themes of life and death, which gravitate in the novel towards a difficult, yet clear victory of life over death. I trace how the autobiographical character- narrator gradually turns to God and faith. I prove that, in the novel’s poetics, the author uses such a technique as the compression of the plot and the idea into two symbolic metaphors — the dance in the crematory and the zoo, which stand for resurrection and the triumph of life in the tragic space of Königsberg/Kaliningrad — a city devastated by the war.
Список литературы Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
Иванов Ю. Н. Танцы в крематории: десять эпизодов кёнигсбергской жизни. Калининград, 2015.
Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 134—403.
Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994.
Reference Berdyaev, N.A., 1995. Tsarstvo dukha i tsarstvo kesarya [The kingdom of the spirit and the kingdom of Caesar]. Moscow (in Russ.).
Ivanov, Yu.N., 2015. Tantsy v krematorii: desyat' epizodov kenigsbergskoi zhizni [Dances in crematorium: ten episodes of Königsberg life]. Kaliningrad (in Russ.).
Ilyin, I.A., 1993. The path of spiritual renewal. In: I.A. Ilyin. Put' k ochevidnosti [The way to evidence]. Moscow, pp. 134-403 (in Russ.).
Losskii, N.O., 1994. Bog i mirovoe zlo [God and world evil]. Moscow (in Russ.).
Trubetskoy, E.N., 1994. Smysl zhizni [Meaning of life]. Moscow (in Russ.).

Назад в раздел