Агиографическая топика в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша» :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Агиографическая топика в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша»

Title V. The hagiographic topic in I. S. Shmelev’s novel The Inexhaustible Chalice
Автор Кочеткова О. Л., Гапонова Ю. В.
Author(s) Kochetkova O. L., Gaponova Yu.
DOI 10.5922/2225-5346-2018-3-4
Страницы/Pages 64-71
Статья Загрузить
Article Download Download
Ключевые слова история русской литературы, Шмелев, агиография, святость, агиографический топос, житийная литература
Keywords history of Russian literature, Shmelev, hagiography, holiness, hagiographic topic, lives of saints.
Аннотация В статье рассматриваются агиографические топосы повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша», представленные различными компонентами ее художественной структуры — от отдельных черт главного героя Ильи Шаронова до сюжетных поворотов и вех его биографии. Устанавливается близость произведения житиям двух жанровых разновидностей — житиям праведников и житиям преподобных. Следование канонам агиографических текстов связано в повести с самим типом герояправедника, образ которого строится в соответствии с традиционной парадигмой положительных качеств святого, с биографическим топосом, включающим устойчивый набор определяющих жизнь и судьбу героя событий и фактов, с такими структурно-сюжетными элементами, как сопровождающие героя сны, видения, знаки, чудеса, свидетельствующие о его приобщении и приобщенности к сакральному знанию и видению, а также с топосом «ангельского образа», реализующимся как внешнее сходство героя с ангелами.
Abstract (summary) In this article, we discuss the hagiographic topics in I. S. Shmelev’s novel The Inexhaustible Chalice, which are expressed through different components of the novel’s literary structure — ranging from the individual traits of the main character, Ilya Sharonov, to twists of the plot and the milestones of his biography. We maintain that in terms of the genre this novel resembles both the lives of the righteous and the lives of the venerable. The novel conforms to the canons of hagiographic texts because of the presence of a righteous character, whose image is built in accordance with the traditional paradigm of the positive qualities of a saint. Other reasons for such conformity include the biographical topic, namely, a stable set of events and facts, affecting the life and fate of the character, and such structural plot elements as the character’s dreams and visions, as well as signs and miracles, which testify to his initiation into sacred knowledge and visions. The topic of the ‘angelic image’, which is manifested in the character’s physical resemblance to an angel, also contributes to the conformity with the hagiographic canon.
Список литературы Ангелы // Мифы народов мира : энциклопедия. М., 1987. Т. 1. С. 76—79.
Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.
Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 16—17. М., 2014. С. 9—388.
Ильин И. А. Собрание сочинений. Переписка двух Иванов (1927—1934) / И. А. Ильин, Иван Шмелев ; сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М., 2000.
Келер Л. И. С. Шмелев о себе и о других // Русская литература в эмиграции / под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 233—240.
Лебедев Н. В. Почитание святых. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. URL: http://interpretive.ru/dictionary/445/word/%CF%FO%EE%EB%EE%E3 (дата обращения: 25.11.2017).
Лисицына О. Иконография ангелов. URL: http://www.pravmir.ru/lektsiyaolgi-lisitsyinoy-ikonografiya-angelov-video/ (дата обращения: 25.11.2017).
Ляпин Д. А. Система символов в «Житии Сергия Радонежского» // История в подробностях. 2014. № 5 (47). С. 22—28.
Никулина Е. Н. Назначение жития святого. Житийный канон. URL: https://religion.wikireading.ru/%D0%9D%D0%B8 %D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95%20%D0%9D-kng (дата обращения: 25.11.2017).
Руди Т. Р. «Imitatio angeli»: проблемы типологии агиографической топики // Русская литература. 2003. № 2. С. 48—59.
Селянская О. В. Художественный мир русского православия в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша» // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2001. Т. 5 (23). С. 109—111.
Соболев Н. И. Из творческой истории повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша» // Проблемы исторической поэтики. 2012. № 10. С. 328—340.
Татаркин В. И. Возвращаясь в истокам христианского учения. Тюмень, 2011.
Шмелев И. C. Неупиваемая чаша // Собр. соч. : в 5 т. М., 1998. Т. 1. С. 379—436.
Reference Angely [Angels], 1987. Tokarev, S.A. (ed.). Mify narodov mira. Entsiklopediya. (V 2 tomakh) [Myths of the peoples of the world. Encyclopedia. (In 2 volumes)]. Vol. 1. Moscow, pp. 76-79 (in Russ.).
Bocharov, S.G., 1985. O khudozhestvennykh mirakh [On the artistic worlds]. Moscow (in Russ.).
Dorofeeva, L.G., 2014. A humble person in the hagiography of Ancient Rus. Germenevtika drevnerusskoi literatury [Hermeneutics of Old Russian Literature], 16-17, pp. 9-388 (in Russ.).
Ilyin, I.A., 2000. Sobranie sochinenii. Perepiska dvukh Ivanov (1927-1934) [Collected Works. Correspondence of two Ivan (1927-1934)]. Moscow (in Russ.).
Keler, L., 1972. I. S. Shmelev about himself and about others. In: N. Poltoratsky, ed. Russkaya literatura v emigratsii [Russian literature in exile]. Pittsburgh (in Russ.).
Lebedev, N.V., 1994. Pochitanie svyatykh. Kratkii slovar' agiograficheskikh terminov [Veneration of the saints. A Brief Dictionary of Hagiographic Terms]. Moscow. Available at: http://interpretive.ru/dictionary/ 445/word/%CF%FO%EE%EB%EE%E3 [Accessed 25 November 2017].
Lisitsyna, O., 2014. Ikonografiya angelov [Iconography of the angels]. Available at: http://www.pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyinoy-ikonografiya-angelov-video/ [Accessed 25 November 2017].
Lyapin, D.A., 2014. System of symbols in the "Life of Sergius of Radonezh". Istoriya v podrobnostyakh [History in details], 5(47), pp. 22-28 (in Russ.). 
Nikulina, E.N., 2008. Naznachenie zhitiya svyatogo. Zhitiinyi kanon [Appointment of the life of the saint. The Life Canon]. Available at: https://religion. wikireading.ru/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95%20%D0%9D-kng [Accessed 25 November 2017].
Rudi, T.R., 2003. «Imitatio angeli»: (problems of the typology of the hagiographic topic). Russkaya literatura [Russian literature], 2, pp. 48-59 (in Russ.).
Selyanskaya, O.V., 2001. The artistic world of Russian Orthodoxy in the novel IS. Shmeleva "The Inexhaustible Chalice". Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: The humanities], 5(23), pp. 109-111 (in Russ.).
Sobolev, N.I., 2012. From the creative history of I. Shmelev's story "The Inexhaustible Chalice". Problemy istoricheskoi poetiki [Problems of historical poetics], 10, pp. 328-340 (in Russ.).
Tatarkin, V.I., 2011. Vozvrashchayas' v istokam khristianskogo ucheniya [Returning to the origins of the Christian teaching]. Tyumen (in Russ.).
Shmelev, I.S., 1998. Neupivaemaya chasha [Inexhaustible chalice]. Vol. 1, pp. 379-436 (in Russ.).

Назад в раздел