Слово.ру: Балтийский акцент

2017 Том 8 №4

Назад к списку Скачать статью

Радикальный черный: к вопросу о семантике черного цвета в анархическом дискурсе

DOI
10.5922/2225-5346-2017-4-4
Страницы / Pages
41-55

Аннотация

Рассматриваются семантические особенности черного цвета в анархизме. Анализируются социокультурные и онтологические аспекты функционирования черного цвета в качестве одного из основных символов анархистской критики власти и государства. Анархистский черный цвет рассматривается в контексте противопоставления белому, выступающему во многих культурах символическим выражением власти правителя. Автор показывает, что идея разрушения, которую манифестирует черный цвет анархии, соотносима с антропологическими универсалиями зрительного опыта, в частности с прототипической основой черного цвета — ночью, ассоциирующейся в различных культурах с хаосом. Прослеживается также развитие протестной семантики черного цвета в современном арт-активизме. Рассматриваются примеры, в которых черный цвет выступает в качестве критики политической репрезентации и анонимности власти. Особый акцент делается на художественных практиках блэкаута (закрашивание / вымарывание черной краской), которые осмысляются в связи с критикой политической  идеи прозрачности. В заключение сравниваются характеристики непрозрачности черного и белого цветов и высказывается мысль о способности черного цвета осуществлять радикальный семантический разрыв.

Abstract

The subject of this paper is the semantics of the colour black in anarchism. The author analyses the sociocultural and ontological aspects of the colour black as a symbol of anarchist criticism of power and the state. The anarchist black colour is counterposed to the white colour — a symbol of power in many cultures. The author shows that the idea of destruction, which the black colour of anarchy manifests, is correlated with the anthropological universals of visual experience. This idea is connected with the prototypical root of the colour black — the night, which is associated with chaos across many cultures. The protest semantics of the colour black is increasingly used in contemporary art activism. The author considers examples demonstrating that the colour black is used to criticise political representation and the anonymity of power. The primary focus is on the artistic practices of blackout (painting over/blocking out in black ink), which are interpreted in the context of the criticism of the political idea of transparency. In conclusion, the opacity of the black and white colours is compared. It is shown that the colour black can serve as a tool to create a radical semantic gap.

Список литературы

1. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
3. Буренина-Петрова О. Д. Анархия и власть в искусстве (Варвара Степанова и Александр Родченко) // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 120—137. URL:http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2016-2/15.pdf (дата обращения: 18.08.2017).
4. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / пер. с англ. Т. Е. Янко // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 231—290.
5. Гройс Б., Пепперштейн П. Диалог о прозрачности. URL: http://www.conceptualismmoscow.org/page?id=1695 (дата обращения: 18.08.2017).
6. Доброхотов А. Л. Белый царь, или Метафизика власти в русской мысли // Доброхотов А. Л. Избранное. М., 2008.
7. Кинг Д. Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху. М., 2005.
8. Лиманов К. Анархистская символика // Наперекор. Катализатор умственного брожения. 1998. № 7. С. 55—59.
9. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. М., 2014.
10. Напреенко Г. «Студия на Буракова, 27». Лекция из цикла «Древо современного русского искусства», прочитанная в музее «Гараж» 11 сентября 2015 года. URL:https://www.youtube.com/watch?v=sUOrUvYRBio (дата обращения: 26.08.2017).
11. Обатнина Е. Художник и История, или Как сделан «Памятник погибшим анархистам» // Новое литературное обозрение. 2013. № 4 (122). С. 198—225. URL: http://www.nlobooks.ru/node/3785 (дата обращения: 18.08.2017).
12. Пастуро М. Черный. История цвета / пер. с фр. Н. Кулиш. М., 2017.
13. Положение о Черной Гвардии // Анархист. Вестник Тульской Анархии. 1990. № 2. С. 1.
14. Пчелов Е. В. Цветовая символика власти в русской культуре // Труды русской антропологической школы. 2010. Т. 10. С. 66—84.
15. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.
16. Творческая страсть // Ситуация. 2003. № 2. С. 4.
17. Трепавлов В. В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV—XVIII вв. М., 2007.
18. Трутовский В. К. К вопросу о русских национальных цветах и типе государственного знамени России. М., 1911.
19. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999.
20. Черная Мэри. Черный Блок: взгляд изнутри. URL: https://avtonom.org/pages/chernyy-blok-vzglyad-iznutri (дата обращения: 1.09.2017).
21. Groys B. On Art Activism // e-flux. 2014. № 56. URL: http://www.e-flux.com/journal/56/60343/on-art-activism/ (дата обращения: 26.08.2017).

Reference

1. Batai, Zh., 1997. Vnutrennii opyt [Internal experience]. St. Petersburg.
2. Bakhilina, N. B., 1975. Istoriya tsvetooboznachenii v russkom yazyke [History of color designations in Russian]. Moscow.
3. Burenina-Petrova, O. D., 2016. Anarchy and power in art (Varvara Stepanova and Alexander Rodchenko). Syuzhetologiya i syuzhetografiya [Plot theory and plotography], 2, pp. 120—137. Available at: http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2016-2/15.pdf [Accessed 18 August 2017].
4. Vezhbitskaya, A., 1996. Color designations and universals of visual perception. In: Vezhbitskaya, A. Yazyk. Kul'tura. Poznanie [Language. Culture. Cognition]. Moscow, p. 231—290.
5. Grois, B., Peppershtein, P., 1992. Dialog o prozrachnosti [Dialogue about transparency]. Available at: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1695 [Accessed 18 August 2017].
6. Dobrokhotov, A. L., 2008. White king, or metaphysics of power in Russian thought. In: Dobrokhotov, A. L. Izbrannoe [Selected works]. Moscow.
7. King, D., 2005. Propavshie komissary. Fal'sifikatsiya fotografii i proizvedenii iskusstva v stalinskuyu epokhu [Missing commissars. Falsification of photographs and works of art in the Stalin era]. Moscow.
8. Limanov, K., 1998. Anarchist symbolism. Naperekor. Katalizator umstvennogo brozheniya [Against. Catalyst of mental fermentation], 7, p. 55—59.
9. Makkuair, S., 2014. Mediinyi gorod: media, arkhitektura i gorodskoe prostranstvo [Media city: media, architecture and urban space]. Moscow.
10. Napreenko, G., 2015. «Studiya na Burakova, 27». Lektsiya iz tsikla «Drevo sovremennogo russkogo iskusstva», prochitannaya v muzee «Garazh» 11 sentyabrya 2015 goda ["Studio on Burakova, 27". Lecture from the cycle "The Tree of Contemporary Russian Art", read in the Garage Museum September 11, 2015]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v= sUOrUvYRBio [Accessed 26 August 2017].
11. Obatnina, E., 2013. Artist and History, or how is "A monument to the perished anarchists" made. Novoe literaturnoe obozrenie [New literary review], 4(122), pp. 198—225. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/3785 [Accessed 18 August 2017].
12. Pasturo, M., 2017. Chernyi. Istoriya tsveta [The black. History of color]. Moscow.
13. Regulations on the Black Guard, 1990. Anarkhist. Vestnik Tul'skoi Anarkhii [Anarchist. Bulletin of Tula Anarchy], 2, p. 1.
14. Pchelov, E. V., 2010. The color symbolism of power in Russian culture. In: Trudy russkoi antropologicheskoi shkoly [Proceedings of the Russian Anthropological School], 10 (7), p. 66—84.
15. Stepanov, Yu. S., 2004. Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. Moscow.
16. Tvorcheskaya strast', 2003. Situatsiya [Situation], 2, p. 4. 
17. Trepavlov, V. V., 2007. «Belyi tsar'». Obraz monarkha i predstavleniya o poddanstve u narodov Rossii XV—XVIII vv. [The «White Tsar». The image of monarch and the idea of citizenship of the peoples of Russia XV—XVIII centuries]. Moscow.
18. Trutovskii, V. K., 1991. K voprosu o russkikh natsional'nykh tsvetakh i tipe gosudarstvennogo znameni Rossii [To the question of Russian national colors and the type of state banner of Russia]. Moscow.
19. Fuko, M., 1999. Nadzirat' i nakazyvat': Rozhdenie tyur'my [Supervise and punish: Birth of prison]. Moscow.
20. Chernaya, M., 2009. Chernyi Blok: vzglyad iznutri [Black Block: inside view]. Available at: https://avtonom.org/pages/chernyy-blok-vzglyad-iznutri [Accessed 01 September 2017].
21. Groys, B., 2014. On Art Activism. Available at: http://www.e-flux.com/journal/56/60343/on-art-activism/ [Accessed 26 August 2017].