Художественное переосмысление концепции негритюда в романе Ивлина Во «Сенсация» :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Художественное переосмысление концепции негритюда в романе Ивлина Во «Сенсация»

Автор Рябчикова Е. Е.
DOI 10.5922/2225-5346-2017-2-9
Страницы/Pages 95-102
Статья Загрузить
Ключевые слова И. Во, «Сенсация», негритюд, цивилизация, варварство
Keywords Waugh, Scoop, négritude, civilization, barbarism
Аннотация Целью статьи является изучение проблематики романа И. Во «Сенсация» сквозь призму имагологии (науки о создании и функционировании образов «других»). В идейной структуре произведения анализу подвергается теория негритюда, утверждающая особую роль в мире африканской цивилизации. Делается вывод о том, что в романе концепция негритюда реализуется при помощи такого литературного явления, как гротеск, а также о том, что данную теорию следует рассматривать во взаимосвязи с философско-историческими категориями цивилизации и варварства.
Abstract (summary) This article analyses the problems addressed in Evelyn Waugh’s novel Scoop, through the prism of imagology — the study of cultural stereotypes as presented in literature. Within the ideational structure of the novel, the author analyses the theory of négritude, which holds that the African civilisation plays a special role in the world. It is concluded that the négritude philosophy is expressed in the novel through grotesque and the theory of négritude should be analysed in the context of philosophical and historical categories of civilization and barbarism.
Список литературы 1. Андреев И. Л. Является ли африканец «европейцем наоборот»? // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 49—66.
2. Бердникова И. В. Идейно-философская основа и культурно-художественные контексты ранних романов Ивлина Во : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006.
3. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 49.
4. Во И. Сенсация : роман / пер. с англ. А. Ю. Бураковской. М., 2010.
5. Высоцкая Н. И. Африка в поисках идентичности // Восток. 2005. № 3. С. 50—60.
6. Дормидонова Т. Ю. Гротеск как литературоведческая проблема // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 51. С. 40—44.
7. Корнеев М. Я. Метафизика, эстетика и компаративистика Леопольда Седара Сенгора // Размышления о философии на перекрестке второго и треть-
его тысячелетий : сб. к 75-летию профессора М. Я. Корнеева. (Сер. «Мыслители». Вып. 11.) СПб., 2002. С. 256—277.
8. Манн Ю. В. О гротеске в литературе. М., 1966.
9. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
10. Сазонова Т. П. Теория «комического автоматизма» А. Бергсона в художественной системе Ивлина Во // Вестник ОГПУ. 2005. № 2. С. 49—51.
11. Хантингтон С. Ф. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
12. Ямщиков Д. В. Неклассические парадигмы модернизации в глобальную эпоху: афро-азиатские сценарии // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 2. С. 130—139.
13. Waugh Ev. Scoop: a novel about journalists. L., 2000.
Reference 1. Andreev, I. L., 1999. Is the African a "European on the contrary"? Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 11, pp. 49—66.
2. Berdnikova, I. V., 2006. Ideino-filosofskaya osnova i kul'turno-khudozhestvennye konteksty rannikh romanov Ivlina Vo [The ideological-philosophical basis and cultural- artistic contexts of the early novels of Evelyn Waugh]. Cand. philol. sci. diss. Omsk.
3. Prokhorov, A. M., ed., 1973. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow. Vol. 49.
4. Vo, I., 2010. Sensatsiya [Sensation]. Moscow.
5. Vysotskaya, N. I., 2005. Africa in search of identity. Vostok [East], 3, pp. 50—60. 
6. Dormidonova, T. Yu., 2008. Grotesque as a literary problem. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena [News of the A. I. Herzen RSPU], 51, pp. 40—44.
7. Korneev, M. Ya., 2002. Metaphysics, aesthetics and comparativistics of Leopold Sedar Senghor. In: Yu. N. Solonin, B. G. Sokolov, L. Yu. Sokolova, eds. Razmyshleniya o filosofii na perekrestke vtorogo i tret'ego tysyacheletii: sbornik k 75-letiyu professora M. Ya. Korneeva [Reflections on philosophy at the intersection of the second and third millennium: a collection for the 75th birthday of Professor M. Ya. Korneev]. St. Petersburg. pp. 256—277.
8. Mann, Yu. V., 1966. O groteske v literature [About grotesque in literature]. Moscow.
9. Nikolaev, D. P., 1977. Satira Shchedrina i realisticheskii grotesk [Satire of Shchedrin and the realistic grotesque]. Moscow.
10. Sazonova, T. P., 2005. The theory of "comic automatism" by A. Bergson in the  art system of Evelyn Waugh. Vestnik OGPU [Bulletin of the OSPU], 2, pp. 49—51.
11. Khantington, S. F., 2003. Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of civilizations]. Moscow.
12. Yamshchikov, D. V., 2006. Nonclassical paradigms of modernization in the global era: Afro-Asian scenarios. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research], 2, pp. 130—139.
13. Waugh, Ev., 2000. Scoop: a novel about journalists. London.

Назад в раздел