Слово.ру: Балтийский акцент

2017 Том 8 №1

Назад к списку Скачать статью

Особенности иконографического типа Богородицы «Просительница» на примере иконы из собрания КОИХМ

DOI
10.5922/2225-5346-2017-1-4
Страницы / Pages
56-53

Аннотация

Обращение к иконописному образу Богородицы «Просительницы» имеет целью определить иконографические особенности указанного типа изображений, а также проанализировать те изменения и трансформации, которые приобрел образ в русской иконописной традиции. Для достижения поставленной цели автор использует сравнительный метод, метод обобщения и анализа, что позволяет проследить трансформацию византийского образа «Параклесис» в иконографический тип «Просительница» в русской иконописи. Обращаясь к исследуемому образу в поздней иконописи, автор впервые дает полное описание и вводит в научный оборот икону XIX века «Богородица Просительница из деисусного чина» из музейного собрания Калининградского областного историко-художественного музея (КОИХМ). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для иконографического типа Божьей Матери «Просительница» характерно ростовое либо поясное изображение в легком повороте без Младенца, с раскрытым свитком в руках. Текст в свитке варьируется в зависимости от смыслового оттенка, которым наполняет образ иконописец, но непременно несет в себе идею покровительства и заступничества Божьей Матери за род человеческий перед своим Сыном.

Abstract

Analysing the Intercessor type of Marian iconography, this author identifies the iconographic features of such depictions and explores the transformation that the image has undergone in the Russian icon painting tradition. To achieve this goal, the author employs the methods of comparison and generalisation and traces the transformation of the Byzantine image of Paraklesis into the Intercessor iconographic type of Russian icon painting. By examining the image in more recently painted icons, the author produces its first full description and introduces the 19th-century icon ‘Mother of God the Intercessor of the Deesis row’ from the collection of the Kaliningrad Regional Museum of History and Art. The results of the analysis suggest that the Intercessor type of Marian iconography is characterised by a full- or half-length image, showing Virgin Mary from a distance. She is painted without the Child and holding a scroll. The text on the scroll may vary depending on the shade of meaning the icon painter attempted to convey. However, it always communicates the message of advocacy and intercession of Mother of God for humankind before her Son.

Список литературы

1. Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа // Иконостас: происхождение — развитие — символика : [сб. ст.]. М., 2000.
2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Репринт. изд. СПб., 1914. 2003. Т. 1.
3. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI—XIII вв. М., 2000.
4. Языкова И. К. Богословие иконы : учебное пособие. М., 1995.

Reference

1. Butyrskii, M. N., 2000. The Mother of God Paraklesis at the altar barrier: the origin and liturgical content of the image. In: A. M. Lidov, ed. Ikonostas: Proiskhozhdenie — razvitie — simvolika [Iconostasis: Origins — development — symbols]. Moscow. 
2. Kondakov, N. P., 1914. Ikonografiya Bogomateri [Iconography of Mother of God]. Reprint 2003. St. Petersburg. Vol. 1.
3. Etingof, O. E., 2000. Obraz Bogomateri. Ocherki vizantiiskoi ikonografii XI—XIII vv. [The image of the Mother of God. Essays on Byzantine iconography of XI—XIII centuries]. Moscow.
4. Yazykova, I. K., 1995. Bogoslovie ikony [The theology of icon]. Moscow.