«Власть перетасованных букв»: анаграммы в европейской культуре Средневековья и Ренессанса :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

«Власть перетасованных букв»: анаграммы в европейской культуре Средневековья и Ренессанса

Автор Дементьев И. О.
Страницы/Pages 16-27
Статья Загрузить
Ключевые слова анаграмма, средневековая европейская культура, Ренессанс
Keywords anagram, medieval European culture, Renaissance
Аннотация Рассмотрена история феномена анаграммы в европейской культуре Средневековья и Ренессанса. Продемонстрировано разнообразие сфер применения анаграмм в рамках культурных практик разных социальных групп. Указаны перспективные направления дальнейших исследований анаграммы в контексте развития европейской культуры.
Abstract (summary) This article addresses the history of anagrams in the European culture of the Middle Ages and Renaissance. The author stresses the variety of application of anagrams within cultural practices of difference social groups. Promising areas of research on anagrams in the context of European culture are identified.
Список литературы 1. Дементьев И. О. «Что (не) написал Соссюр»: полвека дискуссий о теории анаграмм // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 8. С. 17—25.
2. Ивлева М. А. Вторичное кодирование в загадках Эксетерского кодекса // Вестник НГУ. 2009. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 7, вып. 2. С. 86—96.
3. Проскурин С. Г. Индоевропейские истоки именования бога в христианской традиции // Вестник НГУ. 2006. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 4, вып. 1. С. 65—69.
4. Сорокина С. В. К вопросу о значении хризм на порталах романских церквей XI—XII веков в Пиренеях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 73—1. С. 430—437.
5. Augarde T. The Oxford guide to word games. Oxford; N. Y., 1986.
6. Bruand O. Les qualificatifs de palatium, castrum et castellum sur les monnaies mérovingiennes et carolingiennes (VIIe — IXe siècle) // «Aux marches du Palais». Qu’est-ce q’un palais médiéval? Données historiques et archéologiques. Actes du VIIe Congrès international d’Archéologie Médiévale (Le Mans — Mayenne 9—11 septembre 1999). Caen, 2001. Р. 23—28.
7. Charron P. Culture du secret et goût de l'équivoque: les manuscrits à devise anagrammatique à la fin du Moyen âge // Lecture, representation et citation. L’image comme texte et l’image comme signe (XIe — XVIIe siècle) / ed. Ch. Heck. Lille, 2007. P. 117—128.
8. Clément M. Nom d’auteur et l’identité littéraire: Louise Labé Lyonnaise. Sous quell nom être publiée en France au XVIe siècle? // Réforme, Humanisme, Renaissance. 2010. Vol. 70, № 70. P. 73—101.
9. Crawford W. J. P. The influence of Seneca’s tragedies on Ferreira’s Castro and Bermúdez’s Nise lastimosa and Nise laureada // Modern philology. 1914. Vol. 12, № 3. P. 39— 54 (171—186).
10. De Michelis C. G. Il valdismo e le terre russe (secc. XIV—XVI) // Revue de l’histoire des religions. 2000. Vol. 217, № 217—1. Р. 139—153.
11. Dunlop G. A. The sources of the Idyls of Jean Vauquelin de la Fresnaye // Modern philology. 1914. Vol. 12, № 3. P. 1—32 (133—164).
12. Duprat A. La caricature, arme au poing: l’assassinat d’Henri III // Sociétés & Représentations. 2000. № 10. URL: http://www.cairn.info/zen.php?ID_ARTICLE=SR_010_0103 (дата обращения: 01.07.2015).
13. Elk M. van. Courteliness, piety, and politics: emblem books by Georgette de Montenay, Anna Roemers Visscher, and Esther Inglis // Early Modern women and Transnational communities of letters / ed. J. D. Campbell and A. R. Larsen. Farnham, 2009. P. 183—210.
13. Fabre С. Guida de Rodez, inspiratrice de la poésie provençale (1212—1266) // Annales du Midi: revue archéologique, historique et philologique de la France méridionale. 1912. T. 24, № 95. Р. 321—354.
14. Gallais P. Recherches sur la mentalité des romanciers français du moyen âge // Cahiers de civilisation médiévale. 1970. № 52, Oct.-déc. Р. 333—347.
15. Ganeva М. Poétique de l'expression de soi dans l'Alexandreis et la paraphrase du Psaume 50 de Gautier de Châtillon // Cahiers de civilisation médiévale. 2007. № 199. Juillet — sept. Р. 271—288.
16. Greiner F. Écriture et ésotérisme dans un traité alchimique de la fin de la Renaissance: Le De Alchemiae difficultatibus de Theobald de Hoghelande // Bulletin
de l’Association d’étude sur l’humanisme, la réforme et la renaissance. 1994. Vol. 38, № 38. Р. 45—71.
17. Janssens L. La tradition d’une cryptographie satirique médiévale (d’Ovide à Clément IV, Napoléon Ier, Hitler // Revue belge de philologie et d’histoire. 1992. T. 70, № 4. Р. 960—996.
18. Kendall C. B. The allegory of the church. Romanesque portals and their verse inscriptions. Toronto, 1998.
19. Koźluk M. «Ceste grande et vaste mer de la composition des medicamens»: le statut de la pharmacie et la figure de l’apothicaire dans la préface médicale de la Renaissance (1528—1628) // Revue d’histoire de la pharmacie. 2008. № 358. Р. 203—216.
20. Liede A. Dichtung als Spiel. Studien zur Ursinnspoesie an den Grenzen der Sprache. Berlin, 1963. Bd. 2.
21. Perrot J.-P. [Rev.:] Brian S. Merrilees, éd. — «La vie des set dormanz» by Chardri 1977 («Anglo-Norman Texts», 35) // Cahiers de civilisation médiévale. 1983. Vol. 26, № 102. Р. 194.
22. Ribard J. Les romans de Chrétien de Troyes sont-ils allégoriques? // Cahiers de l’Association internationale des études francaises. 1976. № 28. P. 7—20.
23. Richelet P. Nouveau dictionnaire français. Amsterdam, 1709. T. 1.
24. Riva G. Anagrams... Ars magna. Aneddoti e curiosità sul mondo dell’anagramma raccolti e organizzati da Pippo (2014). URL: http://www.enignet.it/uploads/documenti/Opus16-Anagrams%20ars%20magna.pdf (дата обращения: 01.07.2015).
25. Rudt de Collenberg W. H. Le baptême des musulmans esclaves à Rome aux XVIIe et XVIIIe siècles. I. Le XVIIe siècle // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Italie et Méditerranée. 1989. T. 101, № 1. Р. 9—181.
26. Testenoire P.-Y. Sur une philologie anagrammatique: rencontre d’un linguiste (Saussure) et d’un poète (Tzara) // Fabula-LhT. 2008. № 5. URL: http://www. fabula. org/lht/5/testenoire. html (дата обращения: 01.07.2015).
27. Tournon А. De la sagesse des autres à la folie de l’Autre: Ronsard, Béroalde de Verville // Littérature. 1984. № 55. Р. 10—23.
28. Tzara T. Le Secret de Villon. P., 1991.
29. Variot G. Les sépultures de Collonges en Bourgogne // Bulletins de la Société d’anthropologie de Paris, IV° Série. 1897. T. 8. Р. 613—625.
30. Zink M. Une mutation de la conscience littéraire: le langage romanesque à travers des exemples français du XIIe siècle // Cahiers de civilisation médiévale. 1981. № 93. Р. 3—27.

Назад в раздел