Слово.ру: Балтийский акцент

2015 Том 6 №1

Назад к списку Скачать статью

"А чьи там такие сечки?, или ценностные доминанты "мы-образа" в русской культуре через призму общения матери с ребенком

Страницы / Pages
32-48

Аннотация

Интерпретируются результаты анализа коммуникативного взаимодействия матери с ребенком в русском национально-лингво-культурном сообществе. На материале авторского корпуса видеозаписей взаимодействия в диадах «мать-ребенок» выявляется ряд практик материнского общения, когнитивно-дискурсивный анализ которых обнаруживает их телеономичность. С помощью данных практик матери формируют в когнитивном опыте ребенка ценностные доминанты русской этнической картины мира. Подробно рассматриваются вербальные и невербальные средства реализации таких практик, описываются характеристики формируемых ценностных доминант.

Abstract

This article interprets the results of an analysis of communicative interaction between a mother and a child in the Russian national linguistic and cultural community. Based on the author’s video corpus of interactions in the mother-child dyads, a number of maternal communication techniques are identified, which are proven to be teleonomic using a cognitive discursive analysis. Using these techniques, mothers create value fundamentals of the Russian ethnic picture of the world in the cognitive experience of a child. The article examines verbal and non-verbal means of implementing such techniques and characterises the developed value fundamentals.

Список литературы

1.    Аркадьев П. М., Крейдлин Г. Е. Части тела и их функции (по данным русского языка и русского языка тела) // Сборник научных работ к 80-летию Ю. Д. Апресяна. М., 2010. С. 41—53.
2.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
3.    Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология : тексты. М., 1992. С. 210—229.
4.    Гудков Д. Б. Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры : материалы к словарю. М., 2007.
5.    Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.
6.    Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
7.    Крейдлин Г.Е, Переверзева С. И. Семиотическая концептуализация тела и его частей. I. Классификационные и структурные характеристики соматических объектов // Вопросы филологии. 2010. № 2 (35). С. 42—51.
8.    Крейдлин Г. Е. Библейские соматизмы: квалификация и оценка. 2015
(в печати).
9.    Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.
10.    Лурье С. В. Историческая этнология : учеб. пособие для вузов. М., 1997.
11.    Пестрецов А. Ф. Соборность — константа русского национального самосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». 2008. № 1 (9). С. 176—182.
12.    Сорокин Ю. А. Этнос, сознание, культура, язык // Социальная психолингвистика : хрестоматия. М., 2007. С. 8—36.
13.    Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие. М., 2002.
14.    Цурикова Л. В. Cognitive Aspects of Pragmatic Transfers in Subordinate Bilinguals // Когнитивные исследования языка. Тамбов, 2011. Вып. VIII. С. 228—230.
15.    Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера. М., 2006.
16.    Шапошникова И. В. История английского языка : учеб. пособие. М., 2011.
17.    Bourdieu P. Structures, Habitus, Practices // The Logic of Practice. 1990.
P. 52—65.
18.    Cowley S. J. Bridges to history: biomechanical constraints in language // In¬tegrational linguistics and history. London, 2006. Р. 200—223.
19.    Maturana H., Varela F. The Tree of Knowledge — The Biological Roots of Human Understanding. Boston, 1987.
20.    Spurrett D., Cowley S. J. How to do things without words // Language Sci¬ences. 2004. Vol. 26, N 5. P. 443—466.