Смирение юродивых в православном христианстве: к проблеме понимания (Житие Симеона Эмесского и Житие Андрея Юродивого) :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Смирение юродивых в православном христианстве: к проблеме понимания (Житие Симеона Эмесского и Житие Андрея Юродивого)

Автор Дорофеева Л. Г.
Страницы/Pages 43-56
Статья Загрузить
Ключевые слова переводная литература Древней Руси, агиография, юродство, святость, смирение, герменевтика, текст.
Keywords translated literature in Ancient Rus, hagiography, holy foolishness, holiness, humility, hermeneutics, text
Аннотация Анализируется проблема понимания подвига святого юродивого в русской православной культуре. Рассматривая образы двух «классичеких» святых, автор приводит в качестве основной идею об их смирении как доминантном типе поведения и главном качестве личности, опровергая мысль С. А. Иванова об агрессивности как основной типологической черте юродивых. Исследованы образы святых в антропологическом и ценностном аспектах, что позволило раскрыть мотивацию «парадоксального» поведения юродивых.
Abstract (summary) This article analyses the problem of understanding the deeds of a holy fool in Russian Orthodox culture. Through considering the images of two “classical” saints – Simeon the Holy Fool ad Andrew the Holy Fool, the author emphasises the idea of humility as the dominant type of behaviour and the main personal characteristic thus objecting to S.A.Ivanov’s concept of aggression as the key typological feature of holy fools. The article also analyses images of saint in the anthropological and axiological aspects, which makes it possible to explain the motivation of the “paradoxical” behaviour of holy fools and prove that the corresponding type of holiness relates to the ideas of boldness and humility as the ultimate form of self-denial.
Список литературы Византийские легенды / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1972.
2. Живов В. М. Святость : краткий словарь агиографических терминов. М.,1994.
3. Житие Андрея Юродивого // Библиотека литературы Древней Руси :в 20 т. СПб., 1999. Т. 2 : XI—XII века. С. 330—543.
4. Житие Симеона Эмесского: Жизнь и деяния аввы Симеона, Юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского // Византийские легенды. Л., 1972. С. 53—83.
5. Иванов С. А. Блаженные похабы (культурная история юродства). М.,2005.
6. Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. М., 1902.
7. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961.
8. Молдован А. М. Комментарии к тексту Жития Андрея Юродивого //Библиотека литературы Древней Руси : в 20 т. СПб., 1999. Т. 2 : XI—XII века.С. 541—544.
9. Панченко А. М. Древнерусское юродство // Лихачев Д. С., Панченко А. М.,Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 72—153.
10. Федотов. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
11. Юрганов А. А. Нелепое ничто, или Над чем смеялись святые Древней Руси? // Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии: Трудный путь к очевидности. М., 2003. С. 211—290.

Назад в раздел