Слово.ру: Балтийский акцент

2013 Том 4 №3

Назад к списку Скачать статью

Один день русского путешественника в Кёнигсберге: Н. М. Карамзин и «подходящее место» мировой истории

Страницы / Pages
109-124

Аннотация

Отмечается, что метафизическим основанием особой педагогики Кёнигсберга, названного К. Гарбером «эмблемой апокалипсиса», является философское убеждение Канта о том, что человечеству грозит участь «вечного мира» на погосте человеческого рода, если оно не сделает «моральный закон» исходным принципом любой причинности. Показано, что о сути этого закона сообщает с впечатляющей точностью и лаконичностью в своем письме русский путешественник Н. М. Карамзин.

Abstract

It is stressed that the metaphysical foundation of the original pedagogy of Königsberg, which was called by K. Garber “an emblem of apocalypse” is Kant’s philosophical conviction that humanity will attain “perpetual peace” in the graveyard of humankind unless they make the “moral law” the initial principle of any causality. It is shown that N. M. Karamzin unveils the essence of this law with impressive precision and brevity in his letter.

Список литературы

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
2. Гадамер Х.- Г. Истина и метод. М., 1988.
3. Гёте И. В. Итальянское путешествие // Гёте И. В. Собр. соч. : в 10 т.. М., 1975—1980. Т. 9.
4. Гулыга А. Кант. М., 1977.
5. Кант И. Собр. соч. : в 8 т. М., 1994.
6. Карамзин Н. М. Избр. соч. : в 2 т. М. ; Л., 1964. Т. 2.
7. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Повести. М., 1982.
8. Garber K. Apokalypse durch menschliche Hand // Kulturgeschichte Ostpreußens in der Frühen Neuzeit. Tübingen, 2001.