Кантовский сборник

2012 Выпуск №3(41)

О профессоре Брюшинкине. Sapere aude

Теоретическая философия Канта

Кантианские мотивы в логике и философии науки. Идея единства априорного и эмпирического знания

Аннотация

Показывается, что кантианские мотивы в современной логике и философии науки выражаются в идее единства априорного и эмпирического. Реальная практика логико-математического дискурса может продемонстрировать весьма любопытные сочетания априористских и эмпиристских составляющих творческого процесса, гармоничное  соединение этих позиций. На конкретных примерах обосновывается, что априоризм и эмпиризм в определенных ситуациях обладают значительным эвристическим потенциалом.

Kant insisted on the inherent unity of a priori and empirical elements of cognition. To what extent further progress of philosophy and exact sciences confirmed (or modified) original Kant ideas? I'm inclined to judge that apriorism in its modest version do not contradict to modest type of empiricism. Real practice of logical and mathematical reasoning provides pry conjunctions of a priori and empirical elements of cognitive processes. We can find their harmonic combinations of mentioned standpoints and thus to confirm the validity of Kant idea related to inherent unity of a priori and empirical elements within contemporary philosophy of science. Apriorism along with empiricism contain powerful heuristic potential.

Скачать статью

Самопознание разума как жизненный процесс в трансцендентальной диалектике Канта (перевод с нем. А. Г. Жаворонкова)

Аннотация

Представлен опыт интерпретации процесса самопознания как жизненного процесса в трансцендентальной диалектике «Критики чистого разума». Тезисы и антитезисы трансцендентальной диалектики проистекают из раздвоения ра-зума как живого феномена, невозможного в случае его эвтаназии. Раздвоение разума, в свою очередь, приводит к догматизму и скептицизму и становится частью истории философии. Противоречие между тезисами и антитезисами (или догматизмом и скептицизмом), которое можно рас-сматривать как конфликт или даже войну в ис-тории философии, в конечном счете имеет своей целью культивирование разума, т. е. его самопо-знание.

This study attempts to interpret the process of self-knowledge of reason in the transcendental dialectic as a vital phenomena. In the transcendental dialectic, a thesis and antithesis arises from the division of reason, which can not happen in the death of reason. Dogmatism and skepticism, which had been derived from a division of reason, have formed the history of philosophy. The disputes between the thesis and the antithesis, or the dogmatism and skepticism could be regarded as a battlefields or a war in the history of philosophy. Nevertheless, the aims of these disputes or wars is to cultivate the reason, which in other words is the process of self-knowledge of reason.

Скачать статью

Рецепции философии Канта

. «Житейские воззрения кота Мурра…» в зеркале житейских и метафизических воззрений Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Часть II

Аннотация

Осуществлена попытка доказательства, что роман Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра…» построен в соответствии с клас-сификацией антропологических типов, данной в трактате И. Канта «Религия в пределах только разума».

The paper attempts to demostrate that E. T. A. Hoffmann’s novel «The Life and Opinions of Tomcat Murr…» has build in accordance with the classification of anthropological types in Kant’s work «Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft».

Скачать статью

Логика и аргументорика

Кант о «логическом возражении» против онтологического доказательства: фрагмент R 3706. Часть I

Аннотация

Рассматривается рукописный фрагмент R 3706, в котором Кант критикует традиционное опровержение онтологического доказательства, основанное на различении «идеальных» и «реальных» суждений. Анализируется отноше- ние этой критики к аргументации Канта в «Nova dilucidatio» и предшествующей полемике вокруг онтологического доказательства.

This study is dedicated to the ideas, expressed in manuscript R 3706, where Kant criticizes traditional refutation of ontological argument, which is based on distinction of “ideal” and “real” judgments. The relation of this criticism to Kant’s argumentation in “Nova dilucidatio” and the preceding polemic over ontological argument is analyzed.

Скачать статью

Неокантианство

К методологии гуманитарных наук на пути реформы логики

Аннотация

Рассматриваются несколько вариантов разработки методологии гуманитарных наук на пути «реформы логики», понимаемой как органон познания. Показывается переход от теории познания к философии культуры на примерах теорий Г. Когена, В. Виндельбанда и Э. Кассирера и от теории познания к герменевтике жизни на примерах теорий В. Дильтея и Г. Миша.

The article discusses several options for developing the methodology of the humanities by means of the "reform of logic" which is understood as the "organon" of cognition. I argue that the theories of Hermann Cohen, Wilhelm Windelband and Ernst Cassirer deliver the examples for the transition from epistemology to philosophy of culture, and the theories of Wilhelm Dilthey and Georg Misch modify the theory of knowledge into hermeneutics of life.

Скачать статью

Публикации

Обзоры и рецензии

Научная жизнь