Кантовский сборник

2009 Выпуск №1(29)

Теоретическая философия Канта

Кантовская концепция пространства и времени

Аннотация

Основоположения философии Канта, согласно которому чувственные восприятия пространства и времени, поскольку они являются восприятиями беспредельного, всеобщего, носят не эмпирический, а априорный характер, так как только априорному имманентны всеобщность и необходимость. Физические пространство и время Кант интерпретирует как эмпирические, т. е. отнюдь не беспредельные, а всегда ограниченные, локализованные. Обращение Земли вокруг собственной оси совершается в гораздо меньшее время, чем ее обращение вокруг солнца. Жидкое состояние материи предшествует во времени всем другим ее состояниям. Это примеры самого Канта, который также нередко ссылается на различные возрастные периоды жизни человека. В лекциях по географии Кант постоянно оперировал понятиями эмпирического пространства, эмпирического времени. Игнорирование или недооценка кантовских положений об эмпирической реальности пространства и времени и, стало быть, их независимости от познающего субъекта — грубое искажение не только трансцендентальной эстетики, но и всей философии Канта в целом.

Скачать статью

Был ли Кант методологическим и гносеологическим интерпретационистом? К кантовскому проекту действительности при условии способности воображения

Аннотация

Исследования трудов Канта в последние десятилетия привели к новому толкованию теоретических оснований кантовской метафизики и теоретических основ познавательного опыта. Оно может дать повод к оживлению (в модифицированном виде) и новому применению кантовской теории познания в духе критического «остаточного реализма» и к современному конструктивистскому переосмыслению кантовских трансцендентально-философских оснований, которые — при относительно небольшой «либерализации» и модификации — могут привести к методолого-гносеологическому переосмыслению кантовской философии в духе конструктивного методологического интерпретационизма — к обоснованию и распространению именно такого понимания стремится автор.

Скачать статью

Кант и Беркли: сходство или различие?

Аннотация

Статья посвящена проблеме идентификации философских систем И. Канта и Дж. Беркли. Автор исследует причины возникновения канто-берклианского вопроса и рассматривает варианты его решения.

Скачать статью

Практическая философия Канта

Между верой сердца и благочестием разума: как Кант не стал философом откровения

Аннотация

На основе анализа первого раздела «Религии в пределах только разума» Канта предпринимается попытка показать, что в Kантовой философии религии, наряду с бросающейся в глаза перспективой автономистически-просвещенческой «религии разума», имеется также совместимая с началами трансцендентализма основа для христианской философии духа, в смысле нравственной цельности жизни, и потому также для философии внутреннего откровения. Благодаря Канту в этом смысле стала возможной философия религии в Европе Нового времени, — но благодаря ему же она сделалась в ней одновременно почти невозможной.

Скачать статью

Рецепции философии Канта

«Угловое окно кузена», или Гофман остается Гофманом

Аннотация

Показано, что Э. Т. А. Гофман остался верен своему кантианскому мировоззрению и кантианской линии поведения до конца, несмотря на политические преследования.

Скачать статью

Логика и аргументорика

Умозаключения рассудка и разума как факторы текстуальности в философском дискурсе И. Канта

Аннотация

На материале Кантова текста сделана попытка показать, что 2-частные и 3-частные логико-семантические построения — по Канту, суждения рассудка и разума — представляют собой логически организованные комплексы пропозиций, группирующихся вокруг структурного ядра обоих видов умозаключений, что они, по существу, представляют собой логико-коммуникативные формы «упаковки» текстового материала и являются тем самым формами текстуальности в дискурсе И. Канта. Кроме того, они выступают средством придания дискурсу Канта ассерторическую или аподиктическую модальность

Скачать статью

Неокантианство

Проблемы социальной философии и философии культуры

Невидимость. О моральной эпистемологии признания

Аннотация

Вместе с протагонистом романа Ральфа Эллисона „Invisible Man“ автор статьи акцентирует проблему унижения человеческой личности путем «смотрения сквозь», „looking throuhg“. Автор задается вопросом, что должно быть добавлено к восприятию, к «узнаванию» определенного лица, чтобы из этого получился акт признания. С этой целью рассмотрены значения видимости и невидимости в прямом и переносном смыслах, анализируются исследования социализации младенцев. Экспрессивные акты признания представляют метадействие, что подтверждается кантовским определением «уважения». Вывод очевиден: это первичность признания; только лишь когнитивная идентификация — это особый случай нейтрализации первоначального признания.

Скачать статью

Публикации

Разыскания. Архивы. Документы.

Из истории российского кантоведения. Харьковская философская школа первой половины XIX века

Аннотация

Статья Н. А. Куценко «Из истории российского кантоведения. Харьковская философская школа первой половины XIX века» посвящена изучению философии Канта и других представителей немецкой классической философии в Харьковском университете в первых десятилетиях XIX века. Рассматривается значение философии Канта в профессиональной университетской среде и ее влияние на развитие отечественной философской мысли.

Скачать статью

Обзоры и рецензии

Научная жизнь